МБОУ СОШ
№ 83
Подписан: МБОУ СОШ № 83
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=6659042162-667801001-002291897970,
E=ekb_mou83@mail.ru, ИНН=006659042162, СНИЛС=02291897970,
ОГРН=1026602962924, T=Директор, O=МБОУ СОШ № 83, STREET="
ПР-КТ СЕДОВА, ДОМ 46", L=Екатеринбург, S=66 Свердловская
область, C=RU, G=Людмила Ивановна, SN=Мартыненко, CN=МБОУ
СОШ № 83
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-09-03 12:49:30
Foxit Reader Версия: 9.7.2
1
Содержание
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса .......................................... 3
2. Цель и задачи воспитания ......................................................................................................... 4
3. Виды, формы и содержание деятельности ............................................................................... 7
3.1 Модуль "Ключевые общешкольные дела" ............................................................................. 7
3.2 Модуль "Классное руководство" ............................................................................................ 9
3.3 Модуль "Курсы внеурочной деятельности" ......................................................................... 10
3.4 Модуль "Отделение дополнительного образования детей" ................................................ 14
3.5 Модуль "Школьный урок" ................................................................................................... 16
3.6 Модуль "Самоуправление" ................................................................................................... 17
3.7 Модуль "Детские общественные объединения" .................................................................. 17
3.8 Модуль "Активность. Творчество. Успех"........................................................................... 18
3.9 Модуль "Профориентация"................................................................................................... 19
3.10 Модуль "Путь к здоровью" ................................................................................................. 20
3.11 Модуль "Организация предметно - эстетической среды" ................................................. 21
3.12 Модуль "Работа с родителями"........................................................................................... 21
4. Анализ воспитательного процесса ......................................................................................... 22
2
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МБОУ СОШ № 83, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года
составляет 1003 человека, численность педагогического коллектива – 41
человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования:
начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование.
Практически все педагоги школы работают в школе не один десяток лет.
Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга,
отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и
доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В процессе воспитания сотрудничаем с социальными партнерами – ДЮЦ
«Юность» (клуб по месту жительства «Восход», «Искра»), МАУК ДО "Детская
музыкальная школа №7 имени С.В. Рахманинова", Екатеринбургская детская
художественная школа №4 имени Г.С. Метелева, ДДТ, МБОУ ДЕТСКИЙ САД
№ 55, МБУ ДО – центр детского творчества «Надежда», МБУ ДО ДЭЦ
«Рифей», библиотека им. Н.В. Гоголя, ВВПДО «Юнармия». В школе
функционирует Совет старшеклассников.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
3
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, внеурочной деятельности, кружков, секций на установление
в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в
развитии их социально значимых отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
4
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
5
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
6
решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным
способом
профилактики
антисоциального
поведения
школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и
детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
7
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на
преобразование окружающего школу социума:
- патриотическая акция «Окна Победы»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют
не только родители детей, но и дедушки, бабушки;
- проект «Ветеран» (накануне Дня пожилых людей, Дня матери. 8 марта
школьники готовят творчески оформленные открытки с поздравлениями).
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования, ТКДН
и ЗП, ПДН);
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по футболу,
волейболу между командами школьников.
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные
программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием
родителей, бабушек и дедушек;
- совместный проект ВВПДО «ЮНАРМИЯ»
- эколого-туристическая эстафета «Тропа здоровья».
На школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (музыкальные,
литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа,
подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе
учеников и учителей Школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный
процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе
и т.п.);
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники,
Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
- Предметные и методические недели (литературы, русского и английского
языков; математики и физики, естественных дисциплин; общественных
дисциплин; начальных классов);
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
8
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
- награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также
классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы».
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
9
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка
в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями,
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить,
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи,
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
10
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Я –
исследователь», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики»,
11
«ДЮП или Физика спешит на помощь», «Мой профессиональный выбор»,
Кружки русского языка и математики, направленные на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным
проблемам
нашего
общества,
формирующие
их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Изостудия»,
«Вокальный», создающие благоприятные условия для просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Юный спасатель», направленный на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Волейбол», «Футбол», «Разговор о правильном питании», направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного
предполагает следующее:
потенциала
урока
специально разработанные уроки, занятия - экскурсии, которые расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе,
к родному городу;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности
в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков и др.);
использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты,
12
зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.);
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок элементов игры, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
3.5. Модуль «Самоуправление» (уровень основного общего образования 5-9
классы, уровень среднего общего образования 10-11 классы)
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора)
в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся школы (далее СОШ),
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных
делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных
13
руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе
Структура ученического самоуправления:
Общее собрание обучающихся
Совет обучающихся школы
Председатель совета
Отдел
спорта
Отдел
образования
знаний
Отдел
культуры
Прессцентр
культуры
информац
ии
Отдел
труда
Лидер класса
Совет класса
сектор
спорта
сектор
образован
ия
сектор
культуры
редколлег
ия
сектор
труда
информац
ии
Ученик
Модуль 3.6. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
14
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр,
драмтеатр, цирк.
3.7. Модуль «Профориентация» (уровень основного общего образования 5-9
классов, уровень среднего общего образования 10-11 классов)
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности:
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
экскурсии
на
предприятия,
дающие
школьникам
начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
15
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет;
освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной
деятельности.
Занятия на образовательной платформе «Билет в будущее»
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а
также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для
школьников
разных возрастных
категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной
формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в
торжественные моменты жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно16
эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
3.10. Модуль «Путь к здоровью»
Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности.
Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее
и будущее. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы
является сохранение здоровья детей. Для обеспечения системного подхода к
деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники
образовательных отношений.
Систематическая работа при этом направлена на:
развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в
быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной
безопасности, о девиантном поведении;
17
профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение
Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде;
формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и
нравственного здоровья;
формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья,
овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во
внеурочное время;
формирование представлений о ценности занятий физической культурой и
спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности
человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Формами работы школы в данном направлении воспитательной деятельности
являются:
мероприятия, направленные на обеспечение безопасности учащихся
(проведение тематических классных часов, учений и игр по основам
безопасности, оказания первой медицинской помощи);
мероприятия, направленные на воспитание ответственного отношения к
состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек,
различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное
воздействие на здоровье человека (регулярное проведение профилактических
мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками
правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами,
проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов);
мероприятия, направленные на обеспечение условий для занятий физической
культурой и спортом (работа школьных спортивных секций, проведение
разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, традиционных дней
здоровья, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!» и др.);
мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и
культуры здоровья (научно-исследовательская деятельность учащихся по
теме здорового образа жизни, Дни здоровья, викторины, конкурсы между
классами по данной тематике, дни единых действий);
реализация системы двигательной активности учащихся как компонента
воспитательной работы школы, в т. ч. организация динамических пауз, как
вовремя уроков, так и вне, подвижные игры на перемене в начальной школе,
уроки физкультуры в количестве 3 часов в неделю в 1-11 классах.
18
3.11. Модуль «Активность. Творчество. Успех»
Одной из важнейших стратегических задач системы образования на
современном этапе является создание условий успешной социализации
личности, главным из которых является развитие у детей социальной
активности: способности и готовности к творческому преобразованию
окружающей реальности, преодолению трудностей, деятельному отношению к
настоящему и проектированию будущего. Активность - это способ
самовыражения личности ребенка, при котором сохраняется ее целостность,
автономность, индивидуальность; проявление субъектности ребенка,
способности к самореализации в творческой деятельности, общении.
В школе используются следующие формы работы:
Включение обучающихся в разные виды социальных практик.
Социальная практика - социально значимая деятельность, направленная на
решение социальных проблем с целью накопления детьми социального опыта и
освоения навыков социального взаимодействия с разными социальными
субъектами.
Встречи с представителями социальных институтов, деловые и ролевые игры.
Волонтерская деятельность (добровольческие и благотворительные акции),
шефская работа.
Помощь социально незащищенным слоям населения, общественно –
полезные дела, участие в социальных проектах.
Организация проектной и исследовательской деятельности.
Проектно - исследовательская деятельность школьников формирует
самостоятельность и творчество, потребность в самореализации и
самовыражении; развивает личность школьника, его творческие и
интеллектуальные возможности; реализует принцип сотрудничества между
педагогами и обучающимися; ведет обучающихся по ступенькам роста
личности.
«День науки» - мероприятия по выявлению и поддержки творческого и
интеллектуального потенциала обучающихся и учителей школы, смотр
достижений обучающихся в исследовательской, проектной и творческой
деятельности:
1-4 классы - научно – практическая конференция «Открытие».
Индивидуальные исследовательские работы в рамках определенной темы
конференции.
5-6 классы – научно – практическая конференция «Проба пера». Классные
коллективы под руководством учителей и классных руководителей готовят
19
проекты
различной
направленности:
социальные,
предметные,
воспитательные.
7-8 классы - дизайн проект "Мир в науку". Групповые исследовательские
работы по истории, литературе, биологии, физике, алгебре, информатике.
Участия обучающихся в конкурсном движении и спортивных
соревнованиях различного уровня. Создавая условия для формирования у
подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и
соревнования выполняют важнейшую функцию творческого развития и
социализации детей.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа
сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей
20
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика
«Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить
за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.
21
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ключевые общешкольные дела
Ориентировочное
Дела
Классы
время
проведения
Общие мероприятия для всех уровней образования
Торжественная линейка, посвященная Дню
1-11
1сентября
знаний
Тематический урок "Урок науки и техники"
1-11
1сентября
Урок Мира "Мы вечно будем помнить вас!",
1-11
3 сентября
посвященный памяти жертв Беслана
День памяти жертв блокады Ленинграда
1-11
8 сентября
- видео уроки
- выставки рисунков
- фотовыставка "Непокоренный Ленинград"
Концерт "Нам дороги ваши седины"
1-11
2 октября
Международный день учителя
1-11
5 октября
- выставка стенгазет "Спасибо вам, учителя!"
- видео поздравления
- фотовыставка "Остановись, мгновение!"
октябрь - ноябрь
октябрь
Ответственные
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
учитель музыка
оргкомитет
Школьная акция "Подари кормушку птице"
Неделя русского языка и литературы»
1-11
Творческий фестиваль
«Дети разных народов, мы мечтою о дружбе
живем» (видеоролики и видеоклипы)
День матери в России
- видео концерт
Месяц правовых знаний
1-11
10 ноября 16 ноября
1-11
26 ноября
Классные руководители
1-11
20 ноября 20 декабря
Новогодний калейдоскоп
1-11
Социальный проект "Подарим праздник
бабушкам и дедушкам"
Неделя английского языка
1-11
21 декабря 25 декабря
декабрь
Зам. директора по ПР,
классные руководители
Зам. директора по ВР
2-11
декабрь
Школьная акция "Ваш подвиг бессмертен!",
посвященная Дню полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
Месячник гражданского патриотического
воспитания
Неделя математики
1-11
25 января 28 января
1-11
февраль
Зам. директора по ВР
1-11
февраль
Мероприятия, посвященные
Международному женскому дню
1-11
3 марта - 6 марта
МО учителей
математики
Классные руководители
МО учителей русского
языка и литературы
Зам. директора по ВР
МО учителей
английского языка
Классные руководители
22
Неделя добрых дел
1-11
апрель
Классные руководители
Школьный семейный конкурс «Мы вместе»
Мероприятия, посвященные празднованию
Дня Победы
1-11
1-11
апрель
май
Акция "Ветеран живет рядом"
1-11
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР
октябрь, февраль,
май
Мероприятия для начального уровня образования
Акция «Белые журавли»
1-4
октябрь
День чтения
1-4
8 октября
День Неизвестного солдата, День героев
1-4
3-9 декабря
Уроки мужества (лекции сотрудников
1-4
декабрь
Государственной противопожарной службы)
Акция "Свеча памяти"
1
27 января
Литературно – музыкальная композиция
4
январь
«Блокадный хлеб»
Конкурс чтецов «Сквозь призму времени»
1-4
январь
Конкурс строя и песни
1-4
февраль
Спортивный праздник
1-4
февраль
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Праздник букваря
1
март
Всемирный день авиации и космонавтики.
1-4
апрель
Гагаринский урок «Космос – это мы»
Веселые старты
апрель
Праздник «Прощание с начальной школой»
4
май
Мероприятия для основного уровня образования
Акция «Белые журавли»
5-7
Октябрь
День чтения
1-4
8 октября
День финансовой грамотности
5-9
октябрь
День Героев Отечества
5-9
9 декабря
Уроки мужества (лекции сотрудников
5-9
декабрь
Государственной противопожарной службы)
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР
классные руководители
Классные руководители
МО филологов
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Урок Мужества "О подвиге твоем,
Ленинград!"
Акция "Свеча памяти"
Уроки Мужества, посвященные Великой
Отечественной войне, боевым действиям в
Афганистане и Чечне с просмотром
документальной хроники
Военно-спортивная игра "Зарница"
7-8
январь
Классные руководители
6-7
5-9
27 января
январь, февраль
Зам. директора по ВР
Классные руководители
5-8
февраль
Международный день родного языка.
Конкурс стенгазет
Фотовыставка «Весна. Девчонки. Позитив»
Всемирный день авиации и космонавтики.
Гагаринский урок «Космос – это мы»
5-9
февраль
Зам. директора по ВР,
учителя физ-ры
Классные руководители
5-9
5-9
март
апрель
Зам. директора по ВР
Классные руководители
23
Конкурс патриотической песни "Когда поют
солдаты"
Вручение аттестатов
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР
классные руководители
Администрация
Акция "Алое небо 41-го года"
Вручение аттестатов
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР
классные руководители
начальник ГОЛ
Администрация
Последний звонок
5-6
май
9
май
9
июнь
Мероприятия для среднего уровня образования
День финансовой грамотности
10-11
октябрь
День учителя
10-11
октябрь
Фотовыставка «Летопись блокадных дней»
10
январь
Театральный урок
10
март - апрель
Последний звонок
11
май
Название курса
Классный час
Школа вежливых наук
Мы – твои друзья
11
июнь
11
июнь
Курсы внеурочной деятельности
Классы
Количество
часов в неделю
Начальное общее образование
1-4
1
1
1
2
1
Юные инспектора движения
Классный час
Этика
Классные руководители
1-4
1
1-4
1
1-4
1
1-4
1
Основное общее образование
5-9
1
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Роль личности в истории
Классные руководители
1
Классные руководители
Среднее общее образование
10-11
1
Классные руководители
5-9
Классный час
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
1
3
Разговор о правильном питании
Мир вокруг
Информатика в играх и задачах
Математика и конструирование
Ответственные
10-11
1
учителя истории
Дополнительное образование детей
Название программы
Юный футболист
Волейбол
Юный спасатель
Выпиливание лобзиком
Дела, события, мероприятия
Возраст
Количество
учащихся
часов в неделю
9-12
4,5
14-16
2,5
13-17
2
12-14
2,5
Самоуправление
Классы
сроки
Ответственные
Окружков К.А.
Окружков К.А
Окружков К.А
Кокушкин В.В.
Ответственные
24
Выборы лидеров, активов классов,
распределение обязанностей.
Общешкольное выборное собрание
учащихся: выдвижение кандидатур от
классов в Совет обучающихся школы,
голосование
Заседания Совета учащихся
1-11
проведения
сентябрь
5-11
сентябрь
5-11
Собрание творческого совета дела по
подготовке к Неделе окружающей среды.
Собрание творческого совета дела по
подготовке ко Дню Учителя
Видео урок «Безопасный интернет от
Знайки и Незнайки» (для обучающихся
начальной школы)
Собрание творческого совета дела по
подготовке Новогодней недели
5-11
в течение года
(1 раз в четверть)
сентябрь
5-11
сентябрь
5-11
октябрь
5-11
ноябрь
Председатель
Совета обучающихся
Конкурс на лучшее оформление кабинета
«Новогодние мелодии»
Конкурс игрушек «Подарок для елки»
1-11
декабрь
1-7
декабрь
Беседа «Что такое ДОБРОТА»
7-8
январь
Школьный интеллектуальный конкурс
«Математическая блинная»
Собрание творческого совета дела по
подготовке к празднику День Победы
Собрание творческого совета дела по
подготовке к празднику Последнего
звонка, итоговым линейкам
Конкурс «Класс года»
1-11
март
5-11
апрель
5-11
апрель
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
1-11
в течение года
Активы классов
Общешкольное отчетное собрание
учащихся: отчеты членов Совета
обучающихся школы о проделанной
работе. Подведение итогов работы за год
Митинг памяти жертв Беслана
Фотокросс, посвященный
Международному дню пожилых людей
5-11
май
Председатель
Совета обучающихся
8-11
5-11
Руководитель ДОО
Руководитель ДОО
Открытая акция «Поздравь учителя»
Районная акция "Открытки ко Дню
учителя"
Видео урок о вредных и полезных
привычках (для обучающихся начальной
школы)
Всероссийской акции, приуроченная к
Международному дню борьбы со
СПИДом
5-11
5-11
3 сентября
27 сентября –
29 сентября
октябрь
октябрь
5-7
октябрь
Руководитель ДОО
9-11
декабрь
Руководитель ДОО
Классный руководитель
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Председатель
Совета обучающихся
Руководитель ДОО
Руководитель ДОО
25
Проведение Уроков Доброты (уроки,
1-11
1 декабря Руководитель ДОО
посвященные Международному дню
3 декабря
людей с ограниченными возможностями)
Районная игра, приуроченная к Дню
7-11
декабрь
Руководитель ДОО
Конституции
Акция «Новогодний сюрприз для…»
5-11
декабрь
Руководитель ДОО
Участие в городской акции "Зажги свечу
1-11
27 января
Руководитель ДОО
памяти"
Акция «Подари книгу!»
1-11
февраль
Руководитель ДОО
Творческая встреча с ветеранами6-11
февраль
Руководитель ДОО
интернационалистами, посвященная
памяти воинов-интернационалистов
Акция «#83 за ЗОЖ»
1-11
апрель
Руководитель ДОО
«Книжкина неделя» (мероприятия,
1-7
март
Руководитель ДОО
посвящённые пропаганде детского
чтения)
Участие в проектах и акциях РДШ
1-11
в течение года
Руководитель ДОО
Ведение страницы в социальной сети ВК
9-10
в течение года
Руководитель ДОО
Активность. Творчество. Успех
сроки
Дела, события, мероприятия
Классы
проведения
Ответственные
Мероприятия для начального уровня образования
Эколого-благотворительный проект по
1-4
сентябрь - декабрь Классные руководители
сбору пластиковых крышечек
«Крышечки доброты»
Акция "Помоги животным из приюта"
1-4
октябрь
Классные руководители
профилактическая акция «Засветись»
Всероссийская акция «Кедр России»
1
октябрь
Классные руководители
Участие в программе эколого1-4
ноябрь
просветительских мероприятий
«Действуй ЭкоЛогично!» (выставка
поделок)
Акция "Безопасные каникулы или Новый
1-4
декабрь
год по "Правилам"
Благотворительная акция «Чашечка с
1-4
декабрь
добрым смыслом» благотворительная
ярмарка «Всем на радость – красота и
сладость».
конкурс чтецов "Память"
1-4
январь
Школьная научно - практическая
1-4
январь
конференция
Участие во всероссийских
в течение года
альтернативных олимпиадах («Кенгуру»,
«Русский медвежонок», «КИТ»,
«Британский бульдог», «Золотое руно»)
Участие в конкурсах и спортивных
1-4
в течение года
соревнованиях различного уровня
Мероприятия для основного уровня образования
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители
26
историко-краеведческий проект «Театры
города»
5-7
сентябрь
Эколого-благотворительный проект по
сбору пластиковых крышечек
«Крышечки доброты»
Участие в межконтинентальном осеннем
кубке чистоты проекта "Чистые игры"
или «Ревизорро»
Международный день музыки.
Музыкальная гостиная
Участие в школьном этапе всероссийских
предметных олимпиад
Участие в районном этапе всероссийских
предметных олимпиад
Участие в программе экологопросветительских мероприятий
«Действуй ЭкоЛогично!»
Акция «Жизнь без ДТП»
Акция «Засветись»
Благотворительная акция «Чашечка с
добрым смыслом»
конкурс чтецов "Память"
Участие в Международной конференции
"Школьная информатика и проблемы
устойчивого развития"
Дизайн – проект «Оформи школу»
Индивидуальный проект
Участие во всероссийских
альтернативных олимпиадах («Кенгуру»,
«Русский медвежонок», «КИТ»,
«Британский бульдог», «Золотое руно»)
Участие в конкурсах и спортивных
соревнованиях различного уровня
5-9
сентябрь - декабрь
Учителя –
предметники,
классные руководители
Классные руководители
5-9
октябрь
Классные руководители
5
октябрь
Учитель музыки
5-9
октябрь - ноябрь
Зам. директор по УВР
5-9
ноябрь - декабрь
Зам. директор по УВР
5-9
ноябрь
Классные руководители
7-8
5-7
5-9
ноябрь
декабрь
декабрь
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
5-9
7-9
январь
апрель
Классные руководители
Учителя информатики
7-8
9
5-9
апрель
апрель
в течение года
Учителя - предметники
Учителя - предметники
Учителя - предметники
5-9
в течение года
Учителя –
предметники,
классные руководители
Мероприятия для среднего уровня образования
Эколого-благотворительный проект по
10-11
сентябрь - декабрь
сбору пластиковых крышечек
«Крышечки доброты»
Участие в школьном этапе всероссийских
10-11
октябрь - ноябрь
предметных олимпиад
Участие в районном этапе всероссийских
10-11
ноябрь - декабрь
предметных олимпиад
Благотворительная акция «Чашечка с
10-11
декабрь
добрым смыслом»
Районная Молодежная интерактивная
10-11
февраль
игра «Квест «Я - избиратель»
Участие во всероссийских
в течение года
альтернативных олимпиадах («Кенгуру»,
«Русский медвежонок», «КИТ»,
Классные руководители
Зам. директор по УВР
Зам. директор по УВР
Классные руководители
Учителя истории и
обществознания
Учителя - предметники
27
«Британский бульдог», «Золотое руно»)
Участие в конкурсах и спортивных
соревнованиях различного уровня
Дела, события, мероприятия
Отчет о трудоустройстве выпускников
Проведение социологического опроса
выпускников с целью выявления
профессиональных намерений
Участие в проекте «Билет в будущее»
Неделя профориентации «В мире
профессий»
Конкурс рисунков "Моя будущая
профессия"
Профориентационные классные часы
Проведение диагностических методик
среди обучающихся 8-11 классов с целью
выявления у школьников особенностей
развития самооценки, профессиональной
направленности
Проведение индивидуальных
информационно-справочных
консультаций профориентационной
тематики
Посещение Дней открытых дверей в
ВУЗах и учреждениях СПО
Профориентационные встречи с
представителями различных ведомств,
учебных заведений, предприятий и
организаций
Конференция "Взаимодействие с
Высшими учебными заведениями по
оказанию помощи в профессиональном
самоопределении выпускникам
общеобразовательных учреждений
Посещение профориентационных
выставок
Посещение Ярмарок профессий
Интерактивное мероприятие на базе в/ч
"Один день в армии"
Экскурсии на предприятия
10-11
в течение года
Профориентация
Ориентировочное
время
Классы
проведения
9, 11
сентябрь - октябрь
9,11
сентябрь - октябрь
Учителя –
предметники,
классные руководители
Ответственные
Зам. директора по УД
Педагог - психолог
6-11
1-11
сентябрь - декабрь
октябрь
1-5
март
куратор проекта
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Учитель изо
1-11
8-11
в течение года
в течение года
Классные руководители
Педагог - психолог
8-11
в течение года
Педагог - психолог
9-11
в течение года
8-11
в течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
10-11
в течение года
Зам. директора по ВР
8-11
в течение года
8-11
в течение года
9-11
в течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Педагог – организатор
1-11
в течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
28
Всероссийские открытые уроки
"ПроеКТОриЯ"
8-11
в течение года
Зам. директора по ВР
Путь к здоровью
сроки
проведения
Дела, события, мероприятия
Классы
Ответственные
Общие мероприятия для всех уровней образования
Единый день детской дорожной
1-11
сентябрь
ответственный за ПДД,
безопасности в
Неделя безопасности детей и подростков
1-11
сентябрь
педагог – организатор
классные руководители
Глобальная неделя безопасности
1-11
23 сентября ответственный за ПДД,
дорожного движения
30 сентября
Месячник антинаркотических
1-11
октябрь
Зам. директора по ПР,
мероприятий
социальный педагог
Неделя безопасного Интернета
1-11
1 февраля классные руководители
"Безопасность в глобальной сети"
6 февраля
Декада здорового образа жизни
1-11
1 - 10 апреля
Руководитель службы
здоровья
Акция «#83 за ЗОЖ»
1-11
март
Социальный педагог
Глобальная неделя безопасности
1-11
апрель
ответственный за ПДД
дорожного движения
Классные руководители
Классные часы по профилактике
1-11
в течение года
Классные руководители
инфекционных заболеваний,
(1 раз в месяц)
информирование обучающихся о мерах
индивидуальной профилактики,
необходимости обращения за
медицинской помощью при появлении
первых симптомов ОРВИ
Дни здоровья
1-11
в течение года
Зам. директора по ВР
Классные руководители
(1 раз в четверть)
Лекции, встречи с медицинскими
работниками, сотрудниками
правоохранительных органов, детскими и
подростковыми психологами,
направленные на воспитание
ответственного отношения к состоянию
своего здоровья, на профилактику
развития вредных привычек, различных
форм асоциального поведения,
оказывающих отрицательное воздействие
на здоровье человека
Сдача норм ГТО
1-11
в течение года
зам. директора по ПР
1-11
в течение года
Учителя физической
культуры
Классные руководители
Проведение уроков здоровья и классных
1-11
в течение года
часов по формированию ценности
здоровья и норм безопасного поведения
Мероприятия для начального уровня образования
29
Выставка рисунков «Будь здоров!»
Флешмоб «Подзарядись!»
«Веселые старты»
1-4
1-4
1-4
ноябрь
январь
февраль
Классные руководители
Социальный педагог
Учителя физической
культуры
Педагог - психолог
Педагог – психолог
Классные
руководители,
воспитатели ГПД
Акция «Здоровье на вес золота»
1
февраль
Конкурс «Видеозарядка»
1-4
февраль
Подвижные игры на перемене в
1-4
ежедневно
начальной школе, спортивный час в
группе продленного дня
Мероприятия для основного уровня образования
Всероссийский урок «Будь здоров!»
5-6
сентябрь
Классные руководители
Конкурс рисунков «Я выбираю спорт»
5-7
декабрь
Учитель изо
Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД»
8-9
декабрь
Социальный педагог
Флешмоб «Подзарядись!»
5-7
январь
Социальный педагог
Веб – квест «Мы за здоровый образ
5
февраль
Педагог - психолог
жизни»
Участие в Президентских соревнованиях
5-9
в течение года
Учителя физической
культуры
Соревнования по баскетболу, волейболу,
8-9
в течение года
Учителя физической
футболу
культуры
Мероприятия для среднего уровня образования
Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД»
10-11
декабрь
Социальный педагог
Участие в Президентских соревнованиях
10-11
в течение года
Учителя физической
культуры
Соревнования по баскетболу, волейболу,
10-11
в течение года
Учителя физической
футболу
культуры
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Оформление классных уголков
Выставка поделок «Дары осени»
Трудовые десанты по уборке территории
школы
Трудовой десант по озеленению
школьных клумб
Праздничное оформление школы,
кабинетов к Новому году
Создание тематических фотозон
Фотовыставка «Весна. Девчонки.
Позитив»
Фотовыставка «Семейный альбом»
Праздничное оформление школы к
праздникам Последнего звонка
Тематическое оформление фойе школы
Классы
1-11
1-4
1-11
сроки
проведения
сентябрь
октябрь
октябрь, апрель
5-11
сентябрь, апрель
Зам. директора по ВР
1-11
декабрь
Зам. директора по ВР,
классные руководители
1-11
1-11
декабрь, март
март
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
1-11
9-11
май
май
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР,
классные руководители
1-11
в течение года
Зам. директора по ВР
Ответственные
Классные руководители
Зам. директора по ВР
30
Выставки рисунков, фотографий,
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам
1-11
в течение года
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Формирование родительского актива на
уровне класса и школы
Организация деятельности
Совета родителей
Организация деятельности классных
родительских комитетов
Проведение тематических классных
родительских собраний:
1 четверть: "Школа - территория
безопасности"
2 четверть: " Здоровье ребенка - основа
его будущего"
3
четверть: "Трудности в обучении и
пути их преодоления"
4 четверть: "Единство семьи и школы по
обеспечению успешной социализации
детей"
Дни открытых дверей
Общешкольные родительские
конференции
Изучение степени удовлетворенности
родителей деятельностью ОУ
(анкетирование)
Награждение родителей за успехи в
воспитании детей, за активную помощь
школе
Педагогические консультации для
родителей по интересующим их вопросам
«Спрашивайте - отвечаем»
Привлечение родителей к организации и
проведению мероприятий различного
уровня
Консультативный прием родителей по
вопросам профилактики злоупотребления
ПАВ и правонарушений подростков
Участие родителей в работа Совета по
профилактике
Совместная работа со специалистами
Классы
1-11
1-11
1-11
сроки
проведения
сентябрь
в течение года
(согласно плану
Совета родителей)
в течение года
Ответственные
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Председатель Совета
родителей
Классные руководители
1-11
сентябрь,
ноябрь,
январь,
апрель
Классные руководители
1-11
март-апрель
администрация ОО,
классные руководители
администрация ОО
сентябрь, апрель
1-11
апрель
администрация ОО,
педагог – психолог,
классные руководители
Зам. директора по ВР
1-11
май
1-11
в течение года
1-11
в течение года
1-11
в течение года
зам. директора по ПР
Социальный педагог
1-11
в течение года
1-11
в течение года
зам. директора по ПР
Социальный педагог
Педагог - психолог
Зам. директора по ВР,
педагог – психолог,
социальный педагог
Зам. директора по ВР,
классные руководители
31
"Школа здоровья", проведение лекций
для родителей
Родительский всеобуч
Зам. директора по ПР,
педагог – психолог,
социальный педагог
Организация совместной деятельности родителей и детей
выставка семейного творчества «О
1-7
сентябрь
Классные руководители
подвиге сегодня»
конкурс семейного творчества "С чего
1-7
октябрь
Классные руководители
начинается Родина..."
Открытый фестиваль семейного
1-7
ноябрь
Классные руководители
творчества «Многоликий Екатеринбург»
семейный фестиваль "Уральская семья"
1-7
ноябрь
классные руководители
Семейный шашечный турнир
декабрь
учителя физической
на Кубок директора
культуры
классные руководители
Спортивные соревнования «Папа, мама, я
1-4
февраль
учителя физической
– спортивная семья»
культуры
Участие в конкурсе фотографий проекта
1-11
февраль - март
Классные руководители
"Семья - моя главная опора"
Неделя семьи "Это дорогое слово 1-11
апрель
Классные руководители
СЕМЬЯ"
Школьный семейный конкурс «Мы
1-11
апрель
Зам. директора по ВР
вместе»
Фотовыставка «Семейный альбом»
1-11
май
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Праздник "Последний звонок"
9,11
май
Зам. директора по ВР
Организация коллективного посещения
1-11
в течение года
Классные руководители
музеев, выставок; экскурсии во
внеурочное и каникулярное время
1-11
в течение года
Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)
32
Список используемой литературы
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в
деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов
международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в
информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the
Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие
эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование:
эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной
научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей
детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской
педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч.
Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в
условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев //
Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под
редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //
Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской
идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка:
ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности,
патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической
конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО
ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236
33
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83
(МБОУ СОШ № 83)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 83
___________ Л.И. Мартыненко
Приказ № 269 от 31.08.2021
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ № 83
г. Екатеринбург 2021
34