Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 83
ОГРН 1026602962924 ИНН 6659042162 КПП 667801001
Адрес: 620090, г.Екатеринбург, пр.Седова, 46,
Е-mail: soch83@eduekb.ru
тел.(факс) (343) 366-41-25
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 83
Л.И. Мартыненко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Русский язык как неродной»
Возраст учащихся: 8 -13 лет
Срок реализации: 1 уч.год
Разработчики
программы:Михеева Наталия
Николаенв,
Кильдеева Римма Равильевна,
педагоги дополнительного образования
Екатеринбург, 2022
Пояснительная записка
Программа разработана и скорректирована в соответствии с современными требованиями
и нормативными документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
- №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
,утвержденные главным санитарным врачом РФ (постановление 28.09.2020 №28
- СП 3.1/2.4.3598-20«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
Содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции COVID-19 (,утвержденные постановлением главного
государственного врача РФ от 30.06.2020
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(п.12,17,21);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
4 июля 2014г. №41).
Программа «Русский
направленность.
язык
как неродной» имеет социально-гуманитарную
По уровню освоения программа является общекультурной.
Программа соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих наше
общеобразовательное учреждение, является большое количество детей – инофонов и детей с
билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено происходящей в последнее время активной
миграцией населения.
Актуальность программы обучения детей-инофонов русскому языку в начальной
иосновной школе обусловлена тем, что дети, прибывающие из стран ближнего и дальнего
зарубежья, недостаточно владеют русским языком, поэтому плохо понимают не только речь,
но и культуру коренных жителей.
Рабочая программа ориентирована на обучающихся-инофонов, владеющих русским языком
в объеме базового уровня. Программа имеет практическую направленность на культурноязыковую адаптацию обучающихся, позволяет организовать работу с детьми разных
национальностей, учитывает их возрастные особенности. Овладение данной программой
необходимо для преодоления трудностей, возникающих у детей-инофонов при усвоении
школьной программы на русском языке.
Обязательно в занятиях присутствует страноведческий материал: просмотр небольших
видеофильмов, чтение текстов о России и стихотворений русских поэтов. Все это даёт
возможность обучающимся оценить себя на фоне других, поддерживает дух соперничества,
благодаря чему мобилизуется творческий потенциал обучающихся.
Адресат программы: дети 8-13 лет.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по изучению
русского языка как иностранного имеет свою специфику: в отличие от других предметов его
основная цель связана с формированием коммуникативной компетенции учащихся. В связи с
этим можно выделить следующие ключевые черты:
- речевая направленность, т.е. обучение в условиях, адекватных условиям будущей
коммуникативной деятельности;
- функциональность;
- ситуативность;
- индивидуализация процесса обучения;
- мотивированность, использование тем, важных для учащихся.
Цель данной программы является коррекция общего недоразвития речи у детей с
билингвизмом, и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении. Обучение
детей-инофонов русскому языку как средству общения в русскоязычной среде, средству
получения необходимого объема знаний по учебным предметам, средству адаптации к
новым условиям жизни. Общая цель обучения детей-инофонов имеет практическую
направленность и носит комплексный характер, поскольку включает в себя
коммуникативную, образовательную и воспитательную цели.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития
коммутативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций, которые
определяют основные содержательные линии занятий.
Основные задачи:
Образовательные:
сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию (владение
языковым материалом в объеме, достаточном для свободного общения в
социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и
продуцировать тексты монологического и диалогического характера в заданных
социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
сформировать социолингвистическую компетенцию (умение использовать
языковые единицы в соответствии с социально-бытовыми, социальнокультурными и учебными ситуациями общения);
сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с русской
культурой).
Развивающие:
посредством учебных материалов по русскому языку знакомить учащихся с
российской действительностью, историей Российского государства, русской
культурой;
формировать представления о русском менталитете, способствовать развитию
познавательной и мыслительной активности, развитию научного мышления
школьников.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость,
патриотизм, уважение к творчеству других;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
прививать навыки культурного поведения не только в учебном классе Учреждения,
но и в обществе;
сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
укреплять взаимосвязь между обучающимися, родителями путем привлечения их к
совместным внеучебным мероприятиям.
Условия реализации программы
Набор группы 15 человек;
Наличие педагога, имеющего соответвующее образование и владеющего методичкой
преподавания русского языка как неродного.
Наличие подходящего помещения (класса).
Особенности организации образовательного процесса: посещение в каникулярное время
мероприятий, направленные на приобщение детей к русской культуре, проведение открытых
уроков, участие в конкурсах.
Формы проведения занятий : урок, мастерская, игра.
Формы организации деятельности на занятии:
Фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
Предметные:
По завершении реализации программного модуля обучающийся должен знать:
Базовые фонетические и интонационные нормы русского языка, правила
современного русского произношения (алфавит, звукобуквенное соответствие,
гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные, слово и слог, правила современного русского произношения и чтения,
синтагматическое членение, интонационные конструкции I-VI).
Части речи русского языка и особенности их функционирования (имя
существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное,
наречие, предлоги, союзы и союзные слова), основные типы словообразовательных
моделей существительного и прилагательного.
Способы выражения различных смысловых отношений в простом и сложном
предложениях (сложносочиненное и сложно подчиненное с разными видами
придаточных).
Основные правила речевого поведения в типичных ситуациях общения учебной,
социально-бытовой и социально-культурной сферах.
Обучающийся должен уметь решать определенные коммуникативные задачи в
соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку как иностранному, что
включает в себя следующие умения:
свободно использовать значительный набор лексических единиц в контекстах,
определенных социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферами
общения;
правильно употреблять предложно-падежные формы имен существительных,
прилагательных и местоимений в контексте монологических и диалогических
высказываний;
правильно использовать глагольные формы в определенном контексте и ситуациях;
использовать структуру простого и сложного предложений в предложенных
контекстах;
использовать различные стратегии чтения текстов на русском языке,
интерпретировать изложенную в текстах информацию, выводы и оценки автора;
строить письменные монологические высказывания продуктивного и
репродуктивного характера на предложенную тему в соответствии с
коммуникативной установкой;
понимать аудитивно представленную информацию (в диалогической и
монологической формах), т.е. адекватно воспринимать на слух предлагаемую
информацию, необходимую для решения определенных коммуникативных задач;
самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания в соответствии с
предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой;
понимать содержание высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях;
адекватно реагировать при решении определенных коммуникативных задач;
общаться в форме диалогического высказывания;
использовать общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета,
характерные для диалогической речи;
Метапредметные:
По завершении реализации программного модуля обучающийся должен
сформировать представление о реалиях российской действительностью,
истории Российского государства, русской культуре;
Знать особенности русского менталитета;
Развивать познавательную и мыслительную активности, научное
мышления.
Личностные:
воспитать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость,
патриотизм, уважение к творчеству других;
воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
привить навыки культурного поведения не только в учебном классе Учреждения,
но и в обществе;
сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
укрепить взаимосвязь между обучающимися, родителями путем привлечения их к
совместным внеучебным мероприятиям.
Реализация образовательного процесса с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
Реализация данной программы предполагает следующие формы обучения - очную и
дистанционную, а также комбинированную – очно-дистанционную.
При реализации дистанционного обучения педагог использует образовательные
платформы: ZOOM. Сетевые ресурсы: SKYPE, Facebook, WhatsApp, VK. (см. раздел
оценочные и методические материалы.)
Очно-дистанционная форма обучения реализуется через деление группы
обучающихся на подгруппы. Проведение занятий по подгруппам чередуется:
аудиторно и внеаудиторно.
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий – это занятия с изучением учебного материала,
проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и
др., а также бесплатных информационных ресурсов, определенных педагогом.
При организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий следует учитывать возрастные особенности учащихся.
Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН «Гигиенические
требования к видеодисплейным терминалам и персональным
электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН
02.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях":
Рекомендуемое непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией
взора на экране монитора не должна превышать:
для детей 6-10 лет- 15 мин;
для детей 10-13 лет – 20 мин;
старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).
Оптимальное количество занятий в течение дня:
для детей 6-10 лет– 1 занятие;
для детей 10-13 лет – 2 занятия;
старше 13 лет – 3 занятия.
При планировании учебной деятельности в условиях обучения с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагогу следует
предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может
справиться самостоятельно. Следует определить, какие разделы программы могут быть
реализованы с помощью онлайн-курсов, какие из них потребуют обучения перед
компьютером в строго определенное расписанием время, а какие могут осваиваться
учащимися в свободном режиме.
Педагогом производится анализ и корректировка образовательного маршрута,
например, формат заданий, может включать творческие и проектные работы, а также
коллективные презентации с дистанционным взаимодействием и другие формы.
Корректировка
производится
в
календарно-тематическом
планировании
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в зависимости от
требуемой формы обучения и оформляется приложением.
Методическая подготовка занятий
Алгоритм работы – дистанционная форма обучения.
Раскрытие понятий по конкретной теме.
Общие сведения по теме.
Видео и аудио материал по теме.
Педагогическое сопровождение.
Контроль по выполнению самостоятельной работы учащихся (тесты, презентации).
.
Методическая подготовка занятий
При организации обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные
средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с
целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными
особенностями обучающихся.
При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы
(образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.), использовать тексты,
художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ,
сервисы для проведения видеоуроков, online-занятия, online-консультации и др.
Для контроля и оценки результатов обучения производится отбор/изменение форм
контроля освоения программы обучающимися и разработка для каждого учебного занятия
контрольных заданий, тестовых материалов с учетом учебно-методического комплекса
программы.
Реализация педагогом образовательного процесса
Перед переходом на дистанционное обучение педагог должен провести
мониторинг и получить информацию от родителей (законных представителей) учащегося
о технических возможностях использования конкретного оборудования, технических
возможностей в каждой семье, т.к. от этого зависит выбор оптимальных условий для
полноценных занятий.
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения может включать:
- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
- online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы/ технологические карты;
- тестовые задания;
- контрольные задания;
- и др.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.
При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила
работы и взаимодействия (объяснить учащимся технические особенности работы и
правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать
инструкции выполнения заданий.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
- использование готовых тематических видеолекций;
- самостоятельное проведение занятий в режиме онлайн;
- размещение презентаций и текстовых документов в сети интернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для
самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение
комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или
групповых проектов.
Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для
формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его
материалов в образовательном процессе.
Для предупреждения развития переутомления педагогам рекомендуется
проведение упражнений для глаз каждые 20-25 минут работы, а также проведение
упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия утомления.
Контроль освоения учебного материала обучающимися
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения
занятия
рекомендуется
использовать
следующие
способы
дистанционного
взаимодействия:
- регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
- размещение учебного материала в сети интернет;
- выполнение обучающимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных
педагогу в электронном виде;
- выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных
заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия
через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
Учебный план
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Теория
Формы контроля
Практика
1
Всего
1
4
2
4
3
8
5
Имя существительное
3
6
9
5.
Глагол
4
12
16
6.
Имя прилагательное
2
8
10
7.
Имя числительное
1
3
4
8.
Местоимение
2
4
6
1
1
2
5
5
6
53
6
72
1.
Вводное занятие.
Входная диагностика
2.
3.
Лексика
Морфемика
4.
Повторение и
систематизация
10. Проверочные и
диагностические
работы
11. Развитие речи
ИТОГО:
11
9.
19
Диагностика
Текущая диагностика
Проверочная работа по
всему блоку
Проверочная работа по
всему блоку.
Проверочная работа по
всему блоку.
Проверочная работа по
всему блоку.
Проверочная работа по
всему блоку.
Проверочная работа по
всему блоку.
Сочинение, изложение
Календарный учебный график
Год
обучен
ия
Дата начала
обучения
по программе
1 год
13.09
Дата
окончания
обучения
по программе
31.05
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
36
72
Календарно-тематическое планирование
Режим занятий
1 раз в неделю по 2
часа.
2022-2023 уч. год
«Русский язык как неродной»
Первый год обучения,
2 группа,
дни занятий – понедельник, среда (2 часа)
№п/п
Тематика занятий
Кол-во час.
1.
Входная диагностика
1
2.
Русский язык как государственный язык Российской Федерациии
1
3.
Словосочетание. Предложение. Лексика.
1
4.
Фонетика и графика. Морфемное строение слова. Части речи.
1
5.
Повторение изученного в 5 классе. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы.
1
6.
Синонимы.
1
7.
Прямое и переносное значение слова
1
8.
Фразеологизмы.
1
9.
Фразеологизмы
1
10.
Корень слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
1
11.
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках
(повторение).
1
12.
Гласные ы и и после приставок на согласные
1
13.
Правописание приставок при-, пре-.
1
14.
Сложные слова. Сложносокращенные слова.
1
15.
Диагностическая работа
1
Развитие речи. Разговорный и книжные стили. Стиль художественной
литературы.
1
Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5
классе.
1
18.
Развитие речи. Рассуждение и его построение.
1
19.
Род имен существительных. Существительные общего рода
1
20.
Развитие речи. Изложение
1
21.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму
только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму
только множественного числа.
1
22.
Склонение существительных во множественном числе.
1
23.
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
1
24.
Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик.
1
25.
Правописание не с существительными.
1
26.
Синтаксическая функция имен существительных.
1
27.
Морфологический разбор имени существительного.
1
28.
Диагностическая работа
1
29.
Глагол и его употребление в речи
1
30.
Вид глагола.
1
31.
Видовые пары глаголов, различающиеся суффиксами -и- , -а- (-я-).
1
32.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов.
1
33.
Глаголы несовершенного вида с суффиксом -ва-.
1
34.
Глаголы совершенного и несовершенного вида с разными корнями и
основами.
1
35.
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
1
36.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.
1
16.
17.
37.
Изменение глаголов будущего времени.
1
38.
Разноспрягаемые глаголы.
1
39.
Переходные и непереходные глаголы.
1
40.
Изменение глаголов прошедшего времени времени.
1
41.
Условное наклонение.
1
42.
Повелительное наклонение.
1
43.
Синтаксическая роль глагола.
1
44.
Морфологический разбор глагола.
1
45.
Диагностическая работа
1
46.
Имя прилагательное и его употребление в речи
1
47.
Склонение прилагательных в единственном числе.
1
48.
Падежные окончания прилагательных с основой на шипящий.
1
49.
Развитие речи.
1
50.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
1
51.
Притяжательные прилагательные.
1
52.
Полные и краткие формы качественных прилагательных.
1
53.
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная
степень.
1
54.
Превосходная степень качественных прилагательных.
1
55.
Синтаксическая роль имен прилагательных.
1
56.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
57.
Развитие речи Изложение
1
58.
Имя числительное и его употребление в речи
Изложение
№
п/п
59.
Имена числительные количественные и порядковые.
1
60.
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи.
1
61.
Количественные числительные, их значение. Правописание
количественных числительных.
1
62.
Порядковые имена числительные Морфологический разбор имени
числительного.
1
63.
Диагностическая работа
1
64.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
1
65.
Разряды местоимений по значению. Возвратное местоимение себя.
1
66.
Вопросительные и относительные местоимения
1
67.
Притяжательные местоимения
1
68.
Указательные местоимения
1
69.
Определительные местоимения
1
70.
Повторение и систематизация изученного.
1
71.
Повторение и систематизация изученного.
1
72.
Итоговая диагностическая работа
1
Календарно-тематическое планирование комбинированная
(очно-дистанционная) форма обучения
Первый год обучения. Группа делится на подгруппы
Количество
Тема занятий
Дни занятий
часов
Месяц
очно
дистанционно
План
1
Входная диагностика
2
Русский язык как государственный язык
Российской Федерациии
3
Словосочетание. Предложение.
4
Лексика.
6
сентябрь
Факт
План
Факт
5
6
Фонетика и графика. Морфемное
строение слова. Части речи.
Повторение изученного в 5 классе.
Однозначные и многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Фразеологизмы.
8
октябрь
10
ноябрь
Фразеологизмы
7
8
Корень слова. Чередование гласных и
согласных в корнях слов.
9
Приставка. Правописание гласных и
согласных в приставках (повторение).
10
11
Гласные ы и и после приставок на
согласные
12
Правописание приставок при-, пре-.
13
Сложные слова. Сложносокращенные
слова.
14
Диагностическая работа
15
16
17
18
19
Развитие речи. Разговорный и книжные
стили. Стиль художественной
литературы.
Имя существительное как часть речи.
Повторение пройденного в 5 классе.
Развитие речи. Рассуждение и его
построение.
20
21
22
23
24
Род имен существительных.
Существительные общего рода
Развитие речи. Изложение
Число имён
существительных.Существительные,
имеющие форму только единственного
числа. Имена существительные,
имеющие форму только
множественного числа.
Склонение существительных во
множественном числе.
Разносклоняемые и несклоняемые
имена существительные.
Гласные в суффиксах существительных
–ек, -ик.
Правописание не с существительными.
25
26
27
28
Синтаксическая функция имен
существительных.
8
декабрь
8
январь
Морфологический разбор имени
существительного.
Диагностическая работа
29
30
31
32
Глагол и его употребление в речи
Вид глагола.
Видовые пары глаголов,
различающиеся суффиксами -и- , -а- (я-).
Правописание чередующихся гласных
е и и в корнях глаголов.
Глаголы несовершенного вида с
суффиксом -ва-.
33
34
35
36
37
Глаголы совершенного и
несовершенного вида с разными
корнями и основами.
Наклонения глагола. Изъявительное
наклонение.
38
Правописание личных окончаний
глаголов I и IIспряжения.
39
Изменение глаголов будущего времени.
40
Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Изменение глаголов прошедшего
времени времени.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
8
февраль
8
март
Синтаксическая роль глагола.
41
42
Морфологический разбор имени
существительного.
43
Диагностическая работа
44
Имя прилагательное и его употребление
в речи
45
46
47
48
Склонение прилагательных в
единственном числе.
Падежные окончания прилагательных с
основой на шипящий.
Развитие речи.
Изложение
Склонение имен прилагательных во
множественном числе.
49
50
51
52
53
54
55
56
Притяжательные прилагательные.
Полные и краткие формы качественных
прилагательных.
Степени сравнения качественных имен
прилагательных. Сравнительная
степень.
Превосходная степень качественных
прилагательных.
Синтаксическая роль имен
прилагательных.
Морфологический
прилагательного.
разбор
Развитие речи Изложение
имени
57
58
59
60
61
62
63
64
Имя числительное и его употребление в
речи
8
апрель
8
май
Имена числительные количественные и
порядковые.
Развитие речи. Официально-деловой
стиль речи.
Количественные числительные, их
значение. Правописание
количественных числительных.
Порядковые имена числительные
Морфологический разбор имени
числительного.
Диагностическая работа
Местоимение как часть речи. Личные
местоимения.
Разряды местоимений по значению.
Возвратное местоимение себя.
65
66
67
Вопросительные и относительные
местоимения
Притяжательные местоимения
68
Указательные местоимения
69
Определительные местоимения
70
Повторение
изученного.
и
систематизация
71
Повторение
изученного.
и
систематизация
72
Итоговая диагностическая работа
Всего часов в год
72
Дистанционная форма
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Тема занятия
1
Входная диагностика
2
Словосочетание.
Предложение. Лексика.
4
Фонетика и графика.
Морфемное строение
слова. Части речи.
5
Повторение изученного в
5 классе. Однозначные и
многозначные слова.
Омонимы.
Дата
Формы
занятия трансляции
учебного
материала
Формы
контроля
Ресурсы
/ссылки
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Просмотр
учебных
видеофильмов
Презентация
Интернетисточники
(YouTube,)
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Русский язык как
государственный язык
Российской Федерациии
3
6
Колво
часов
Синонимы.
7
Прямое и переносное
значение слова
8
Фразеологизмы.
9
Фразеологизмы
10
11
12
Корень слова.
Чередование гласных и
согласных в корнях слов.
Приставка. Правописание
гласных и согласных в
приставках (повторение).
Гласные ы и и после
приставок на согласные
13
Правописание приставок
14
при-, пре-.
Чат: WhatsApp
Сложные слова.
Сложносокращенные
слова.
15
16
Диагностическая работа
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Число имён
2
существительных.Существ
ительные, имеющие
форму только
единственного числа.
Имена существительные,
имеющие форму только
множественного числа.
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Развитие речи.
Разговорный и книжные
стили. Стиль
художественной
литературы.
.
17
18
Имя существительное как
часть речи. Повторение
пройденного в 5 классе.
Развитие речи.
Рассуждение и его
построение.
19
20
Род имен
существительных.
Существительные общего
рода
Развитие речи. Изложение
21
22
Склонение
существительных во
множественном числе
23
24
Разносклоняемые и
несклоняемые имена
существительные.
Гласные в суффиксах
существительных –ек, -ик.
2
25
26
27
28
Правописание не с
существительными.
4
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
4
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Синтаксическая функция
имен существительных.
Морфологический разбор
имени существительного.
Диагностическая работа
29
30
Глагол и его употребление
в речи
Вид глагола.
31
32
33
34
Видовые пары глаголов,
различающиеся
суффиксами -и- , -а- (-я-).
Правописание
чередующихся гласных е и
и в корнях глаголов.
Глаголы несовершенного
вида с суффиксом -ва-.
Глаголы совершенного и
несовершенного вида с
разными корнями и
основами.
35
36
Наклонения глагола.
Изъявительное
наклонение.
Правописание личных
окончаний глаголов I и
IIспряжения.
37
Изменение глаголов
будущего времени.
38
Разноспрягаемые глаголы.
39
Переходные и
непереходные глаголы.
40
Изменение глаголов
прошедшего времени
времени.
41
Условное наклонение.
42
Повелительное
наклонение.
43
Синтаксическая роль
глагола.
44
Морфологический разбор
имени существительного.
45
Диагностическая работа
46
Имя прилагательное и его
употребление в речи
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Просмотр
учебных
видеофильмов
Презентация
Интернетисточники
(YouTube,)
4
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
4
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
47
48
Склонение
прилагательных в
единственном числе.
Падежные окончания
прилагательных с основой
на шипящий.
49
Развитие речи.
Изложение
50
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
51
Притяжательные
прилагательные.
52
53
Полные и краткие формы
качественных
прилагательных.
54
Степени сравнения
качественных имен
прилагательных.
Сравнительная степень.
Превосходная степень
качественных
прилагательных.
55
56
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Синтаксическая роль имен
прилагательных.
Морфологический разбор
имени прилагательного.
57
Развитие речи Изложение
58
Имя числительное и его
употребление в речи
59
60
Имена числительные
количественные и
порядковые.
Развитие речи.
Официально-деловой
стиль речи.
61
62
Количественные
числительные, их
значение. Правописание
количественных
числительных.
Порядковые имена
числительные
Морфологический разбор
имени числительного.
63
64
65
66
Диагностическая работа
Местоимение как часть
речи. Личные
местоимения.
Разряды местоимений по
значению. Возвратное
местоимение себя.
Вопросительные и
относительные
местоимения
67
Притяжательные
местоимения
68
Указательные местоимения
69
Определительные
местоимения
70
Повторение и
систематизация
изученного.
71
72
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
2
Оnline занятие
Текущий
контроль
Видеоконференц
ии: Zoom
Чат: WhatsApp
Повторение и
систематизация
изученного.
Итоговая диагностическая
работа
итог за месяц
72
Система контроля результативности обучения
Способы, формы и средства контроля
Выявление
результатов
обучения
Начальный
Входная диагностика
контроль
Промежуточны
й
контроль
Самооценка учащихся
Взаимопроверка
Опрос
Наблюдение
Диагностические игры
Проверка текущих работ
Итоговая
Итоговая проверочная работа
контроль
Фиксация
результатов
обучения
Начальная
фиксация
Промежуточна
я фиксация
Итоговая
фиксация
Предъявление
результатов
обучения
Уровень
мероприятия
В начале
учебного года
Анкеты для детей и родителей.
Входная диагностическая работа
Самооценка учащихся
Взаимопроверка
Опрос
Тестовые задания
Текущие работы
Итоговая диагностическая работа
Способы и формы предъявления результатов обучения
Участие в открытых занятиях.
Районный,
Городской,
Всероссийский
В середине
учебного года
Районный,
Городской,
Всероссийский
Участие в открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах.
В конце
учебного
года
Участие в открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах.
Районный,
Городской,
Всероссийский
Содержание обучения
В теоретический раздел дисциплины «Русский язык как иностранный» входит изучение
фонетики, морфологии, синтаксиса.
Фонетика. Графика
Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и
мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила
произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций: ИК-1
(законченное высказывание, перечисление), ИК-2 (специальный вопрос, просьба,
требование, обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос,
перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неконечная
синтагма, официальные вопрос с оттенком требования), ИК-5 (оценка), ИК-6
(восклицание, переспрос).
Словообразование. Морфология
Понятие об основе слова; основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс.
Распознавание ограниченного числа словообразовательных моделей:- существительных:
лицо мужского/женского пола по профессии, занятиям, национальности и др. с
суффиксами -тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), - щик/-щиц(а), -/-к(а), -ец/-к(а), анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-; абстрактные понятия, действия, признаки, качества и др. с
суффиксами -ни(е), -ени(е), -ани(е), -ств(о), - к(а), -аци(я), -ость; и др.; - прилагательных: с
суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, -еньк-, -ическ-; - наречий: с суффиксами -о, с префиксом
по- и суффиксом -ски; Основные чередования звуков в корне.
Имя существительное
Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные
существительные.
Категория рода имен
существительных, ее грамматическое значение и выражение. Принципы распределения
существительных по родам.Категория числа имен существительных, ее значение и
грамматическое выражение.
Категория падежа имен существительных.
Основные значения падежей.
-Именительный падеж (лицо активного действия; название лица (предмета); обращение;
характеристика лица; факты, события; наличие предмета; предмет обладания;
идентификация лица).
-Родительный падеж (без предлога: определение предмета (лица); отсутствие лица
(предмета) только в настоящем времени; обозначение количества, меры в сочетании с
числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях; месяц в дате (на
вопрос "Какое сегодня число?"); с предлогами: исходный пункт движения (из, с); лицо,
которому принадлежит что-либо (у)).
-Дательный падеж (без предлога : адресат действия; лицо (предмет), о возрасте которого
идет речь (только с личными местоимениями); лицо, испытывающее необходимость в
чем-либо (только с личными местоимениями); с предлогами: лицо как цель движения (к)).
-Винительный падеж (без предлога: лицо (предмет) как объект действия;
продолжительность, срок действия, обозначает время; с предлогами: направление
движения (в, на).
-Творительный падеж существительных в ед. числе (орудие действия, местонахождение,
характеристика лица, совместность действия).
-Предложный падеж (с предлогом: объект речи, мысли; место (в, на); средство
передвижения (на)).
-Склонение имен существительных. Типы склонения существительных, варианты
падежных окончаний.
Местоимение
-Разряды местоимений (личные, вопросительные, притяжательные, указательные,
определительные, отрицательные);
-Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она), вопросительных
(кто, что, какой, чей, сколько), притяжательных (мой, твой, свой), указательных (тот,
этот), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных (никто, ничего), возвратного
(себя) местоимений.
Имя прилагательное как часть речи
Род. Число имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные.
Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе в
именительном падеже.
Ознакомление с падежной системой полных прилагательных. Суффиксы имён
прилагательных.
Глагол как часть речи
Инфинитив как особая форма глагола. Использование инфинитива в речи.
вида глаголов.
наклонения глагола. Категория времени глагола.
Система временных форм глагола. Значение и образование форм времени.
Категория лица глагола. Система личных форм глагола.
Значение и образование форм лица. Употребление личных форм глагола.
Спряжение глаголов. Способы определения спряжения.
Категория
Категория
Имя числительное
Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в сочетании с
существительными и прилагательными.
Наречие
Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа
действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). Предикативные наречия
(нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда)
Степени сравнения наречий (хорошо—лучше—лучший, синий — синее (более синий) —
самый синий)
Служебные части речи
Предлоги (в, о, на, над, под, без, во время, через, после, с, до, к, по, от, из, у и др.), их
значение. Союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что, поэтому,
что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения
Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения
Синтаксис
Виды простых предложений: двусоставные/ односоставные, утвердительные/
отрицательные, побудительные, повествовательные, вопросительные. Понятие о субъекте
и предикате в предложении, их согласование
Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении (объектные,
атрибутивные, пространственные, временные, целевые, причинно-следственные
отношения). Прямая и косвенная речь (союзные слова и союзы в косвенной речи)
.Порядок слов в предложении
Виды сложного предложения: сложносочиненные (с союзами и, а, но, или, не только..., но
и), сложноподчиненные (изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда),
определительные (который, где, куда, откуда, когда), временные (когда, после того как,
перед тем как, до того как), условные (если, если бы), причинно-следственные (потому
что, так как, поэтому), целевые (чтобы, для того чтобы), уступительные (хотя, несмотря на
то что), образа действия (как), меры и степени (чем... тем).
Лексика
Лексический минимум составляет 2300 единиц, обеспечивающих общение в рамках
тематического минимума . Основной состав активного словаря данного уровня
обслуживает бытовую, социально-культурную и культурную сферы общения.
Содержание практического раздела Рабочей программы
«Русский язык для детей-инофонов»:
Практический раздел дисциплины «Русский язык как иностранный» имеет целью развить
умения и навыки во всех видах речевой деятельности в социально-бытовой, социально-
культурной и учебной сферах общения. Достижение этих умений предполагает такую
организацию всего процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности (РД)
развиваются в комплексе. Основой этой работы является взаимосвязанное обучение через
игровые и занимательные формы. При взаимосвязанном обучении этим видам РД
используется общий языковой материал, специально подобранные упражнения и
определенное временное соотношение работы над различными видами РД в рамках
каждого занятия. Для занятий формулируется единый комплекс целей, предполагающий
формирование лексических и грамматических навыков и речевых умений.
Уровень коммуникативно-речевой компетенции
Аудирование
Инофоны овладевают следующими умениями: различать на слух звуки, звукосочетания,
слова, предложения русского языка; различать на слух интонацию и эмоциональную
окраску фраз; запоминать стихотворные и монологические тексты; воспринимать на
слух обращённую речь, аудиотекст и адекватно понимать содержащуюся в нем
информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на
слух обращенной речи, содержащей незнакомые слова.
Говорение
Инофоны овладевают следующими умениями: создавать устные монологические и
диалогические высказывания на актуальные бытовые и социокультурные темы (в рамках
изучаемых тем); осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями
и ситуацией общения; пересказывать содержание простых письменных текстов и
объявлений, устных сообщений; поддерживать разговор (в диалоге, полилоге), задавать
вопросы, быть инициатором беседы; соблюдать в практике речевого общения
основные произносительные, лексические и грамматические нормы современного
русского языка; осуществлять речевой самоконтроль. соблюдать нормы речевого
этикета.
Чтение
Инофоны овладевают следующими умениями: читать и понимать тексты по изучаемой
тематике, используя различные виды чтения; находить конкретную информацию в
письменных текстах (газетах, рекламе, объявлениях и пр.).
Письмо
Инофоны овладевают следующими умениями:
списывать тексты;
писать под диктовку;
создавать письменные тексты различных жанров;
работать над компрессией текста /изложение/ и создавать свой простой текст
/сочинение/..
Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать: - письменное
монологическое высказывание продуктивного характера на предложенную тему в
соответствии с коммуникативной установкой; - письменное монологическое
высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного
текста в соответствии с коммуникативно-заданной установкой.
Оценочные-методические материалы
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Источником информации являются материалы учебников, пособий ,Интернет-ресурсов.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, разнообразны,
например:
• словесные методы: устное изложение, беседа, анализ текста, объяснение, лекция;
• наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу,
наблюдение.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать
творческие способности учащихся.
Виды практической деятельности: творческие работы, комплексный анализ текста,
интеллектуальные игры, КВНы, викторины, тестирование.
Список литературы:
1. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. Лексический минимум по русскому языку как
иностранному. Базовый уровень. Общее владение. – М.:ЦМО МГУ, 2006
2. Какорина Е. В., Костылёва Л. В., Савченко Т. В. Говорю и пишу по-русски: в 3 ч.
Учебное пособие для детей 8 – 12 лет. _ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2008.
3. Методика обучения русскому языку как неродному: учебное пособие / под ред.
проф. И.П. Лысаковой. — М.: Издательство «Русайнс», 2015. — 160 с.
4. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. Под ред. И.П.
Лысаковой. – М., 2004.
5. Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум:
Материалы Круглого стола РОПРЯЛ, проведенного на базе РГПУ им. А.И. Герцена
/ Отв. ред. И.П. Лысакова. – СПб., 2007.
6. Русский язык как неродной – путь к жизненному и профессиональному успеху:
материалы Круглого стола РОПРЯЛ. – СПб., 2006.
7. Русский язык. 6 класс: учебник для образовательных учреждений с родным
(нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Е. А. Быстрова [и др.] ; под
ред. Е. А. Быстровой. - Москва : Дрофа, 201
8. Ушакова Н. Я. Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного
общего образования в школе с полиэтническим составом: проблемы и способы их
решения // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 30-32.
9. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде /
Под ред. В.Н. Гурова. – М., 2004.
10. Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка
нерусским: Учебное пособие. Российский университет дружбы народов. Москва,
2008. — 258 с.