МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«КАСКАД»
или Веселая ритмика
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Нормативный срок обучения: 1 год
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Екатеринбург, 2023
Цель программы: приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их
физического совершенствования.
Задачи:
Обучающие:
формирование необходимых двигательных навыков, знаний и умений в области
хореографии;
развитие музыкального слуха и чувство ритма;
ознакомление с хореографическими терминами.
Воспитательные:
развитие интереса к искусству и занятиям хореографией;
воспитание воли, терпения, трудолюбия, потребности к физическим нагрузкам и
здоровому образу жизни;
воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающему
миру;
адаптация детей к новым условиям и формирование навыков общения и
сотрудничества друг с другом.
Развивающие:
развитие творческой активности детей;
развитие координации движения и двигательных качеств: силы, выносливости,
быстроты, гибкости, выразительности пластики движений;
развитие хореографической памяти, внимания, воображения и фантазии;
сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они приобретают в процессе освоения данного курса, а именно:
сформированы установки на здоровый образ жизни;
сформированы потребности в систематических занятиях;
развито внимание, внутренняя собранность обучающихся, сформированы
способности к волевым действиям;
сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
развито чувство ответственности и коллективизма;
сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Предметные результаты:
развиты общие хореографические способности;
владеют с терминологией и классификацией хореографического искусства;
развита наблюдательность, памяти и творческого мышления;
владеют основами музыкальной и хореографической грамотности;
понимают роль и значения ритмики и детского танца в формировании личностных
качеств.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с музыкой,
литературой, историей.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: умеют:
- проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих
2
работ;
- работать по предложенному педагогом плану;
- совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД: умеют:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
наставника;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятиях;
- самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- умеют пользоваться языком танца.
Программа ориентирована на детей 6-8 лет.
Наполняемость групп 30 человек. Специальных требований к начальному уровню
подготовки обучающихся для занятий по программе «Веселая ритмика» нет.
Режим занятий
Группа 1: возраст 6-8 лет
Длительность одного занятия: 1 академический час.
Периодичность занятий в неделю: 1 раз.
Объем программы:
Группа 1: 34 часов.
Формы, методы обучения и виды занятий
Методы обучения:
- наглядный показ формируемых навыков;
- объяснение методики исполнения движения;
- тренировочные, танцевальные упражнения;
- танцевальная игра;
- развивающие этюды;
- танцевальные композиции.
Формы обучения:
- групповые
Форма контроля над уровнем подготовки – выполнение тестов, открытое занятие.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Реализация Комплектование Новогодние Промежуточная Летние
аттестация
ДООП
групп
каникулы
каникулы
с 15.09. по
31.05.
с 01.09. по
14. 09.
с 01.01. по
08.01.
с 20.05. по 31.05.
с 01.06. по
31.08.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
Наименование темы
Введение в программу
Упражнения для развития
музыкально-ритмического слуха
Постановка корпуса, головы.
Изучение позиций рук, ног
Партерная гимнастика
часы
1
4
3
4
6
3
6
7
8
9
10
Построения и перестроения
Танцевальные комбинации
Этюды, танцевальные игры, массовые танцы
Беседы о хореографии
Открытые занятия
Итого:
2
8
6
1
1
36 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (36ч)
№№
п/п
Наименование темы
1
Введение в программу
2
Упражнения для развития
музыкально-ритмического
слуха
Постановка корпуса, головы
Постановка корпуса
Постановка головы
Изучение позиций рук, ног
Изучение позиций рук
Изучение позиций ног
Партерная гимнастика
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
Общее
кол-во
часов
1
4
3
2
1
4
2
2
6
5.1
5.2.
5.3
6
7
Упражнения на гибкость
Упражнения на
выворотность
Растяжка
Построения, перестроения
Танцевальные комбинации.
Беседа.
Инструктаж по ТБ
Тесты на определение профессиональнофизических данных учащихся.
(приложение 1)
Просмотр и контроль
Тесты на определение профессиональнофизических данных учащихся.
(приложение 1)
2
2
2
2
7
Изучение видов шагов
Изучение видов бега
Изучение видов прыжков
Танцевальные движения
Этюды, танцевальные игры,
массовые танцы.
2
1
2
2
8.1.
8.2
8.3.
9
Этюды
Танцевальные игры
Массовые танцы
Беседы об искусстве танца.
1
2
2
10
Открытые занятия
Итого:
1
34
7.1
7.2
7.3
7.4
8
Формы аттестации/контроля
5
1
Тесты на определение профессиональнофизических данных учащихся.
(приложение 1)
Тесты на определение профессиональнофизических данных учащихся.
(приложение 1) Просмотр и зачет.
Викторина «В мире хореографии»
(приложение 2)
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Введение в программу.
Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятии. Комплектование групп.
Режим работы. Одежда для занятий. Безопасность труда. Входная диагностика.
2.
Упражнения для развития музыкально-ритмического слуха.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка
(быстрая - медленная, веселая – грустная).
Практические занятия: движения в различных темпах; определение характера музыки
словами; передача изменения характера музыки в движениях.
3. Постановка корпуса, головы.
1.1
Постановка корпуса
Теория: ознакомление с методикой исполнения.
Практические занятия: подтяжка всех групп мышц. Подтягивание корпуса в положении
стоя, упражнение на укрепление мышц спины.
3.2 Постановка головы
Теория: ознакомление с методикой исполнения.
Практические занятия: повороты, наклоны головы.
2.
Изучение позиций рук, ног.
2.1
Изучение позиций рук
Теория: ознакомление с методикой исполнения.
Практические занятия: подготовительное положение, I, II, III позиция рук.
4.2 Изучение позиций ног
Теория: ознакомление с методикой исполнения.
Практические занятия: позиции ног I, II, VI.
5.
Партерная гимнастика.
5.1
Упражнения на гибкость.
Теория: основные части тела и их роль в жизнедеятельности и в танце.
Практические занятия: специальная тренировка опорно-двигательного аппарата, развитие
физической силы, мостик из положения лежа, корзиночка, лягушка.
5.2
упражнения на выворотность:
Теория: ознакомление с методикой выполнения.
Практические занятия: вытягивание стоп, подтягивание мышц корпуса, растяжка паховой
выворотности, бабочка, звездочка.
5.3
Растяжка
Теория: ознакомление с методикой выполнения.
Практические занятия: упражнения на укрепление мышц пресса, упражнения на развитие
гибкости, книжечка, закладка, поперечный и продольный шпагат.
6.
Построения, перестроения.
Теория: ознакомление с видами танцевального рисунка.
Практические занятия: Упражнения на перестроение. Исполнение танцевальных
комбинаций в различных рисунках.
7.
Танцевальные комбинации.
7.1Изучение видов шагов.
Теория: ознакомление с техникой исполнения.
Практические занятия: шаг с носка, приставной шаг, галоп, подскоки, шаг польки,
переменный шаг.
7.2 Изучение видов бега.
Теория: ознакомление с техникой исполнения.
Практические занятия: Танцевальный бег, бег с высокими коленками.
5
7.3 Изучение видов прыжков.
Теория: ознакомление с техникой исполнения.
Практические занятия: Прыжки по VI, II п.; маленькие и высокие прыжки.
7.4 Танцевальные движения.
Теория: ознакомление с техникой исполнения.
Практические занятия: Изучение поклона. Основные движения русских народных танцев:
«пружинки», «хлопушки», «ковырялочка».
8.
Этюды, танцевальные игры, массовые танцы.
8.1
Этюды
Теория: история рождения танца и музыки.
Практические занятия: этюды (на основе изученных движений): «Тучка», «Доброта»,
«Лунтики».
8.2 Танцевальные игры.
Теория: беседа, история танцевальных игр.
Практические занятия: «Птицы и звери», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Самый
быстрый и ловкий»
8.3
Массовые танцы.
Теория: беседа, история происхождения массовых танцев.
Практические занятия: «Вместе весело шагать», «Танец Красной шапочки», «Мухоморы»,
«Зверобика», «Летка-Енька», «Робот Бронислав».
9.
Беседы об искусстве танца.
Теория: Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций.
Практические занятия: Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и
концертов. Просмотр записей фрагментов из балетов, творческих концертов и
электронных презентаций.
10.
Открытые занятия.
Подготовка и проведение открытого занятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
Обучающиеся могут:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
№/№
Исполнять упражнения в соответствии с контрастным характером музыки.
Координировать движения.
Ориентироваться в пространстве.
Выполнять комплекс упражнений на полу (гибкость, выворотность, растяжка).
Знают позиции рук, ног, постановку корпуса.
Знают танцевальные шаги.
Исполняют развивающие этюды.
Исполняют массовые танцы.
2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
Единица
Количество на %
измерения
группу
использования в
ходе реализации
программы
1
Зал
для
хореографией
занятий
2
Музыкальный центр
шт
1
100%
1
90%
6
3
Гимнастические коврики
шт
15
30%
4
Платочки
шт
15
20%
Информационное обеспечение
-
https://sportschools.ru/gorod-Moscow/sport-Russian-folk-dance/Deti-9-10
https://yandex.ru/video/search?text=народный%20танец
https://yandex.ru/video/search?text=народный%20танец%20для%20детей%
https://ok.ru/video/2382104002
https://vk.com/topic-37891310_32657296
https://vk.com/club185188305 - семинары
Методические материалы
1. Глоссарий понятий (терминология проученных движений)
2. Фонотека.
3. Видеотека: база клипов и танцевальных практик групп.
4. Видеозаписи выступлений старших групп.
5. Электронная база презентаций: «Танцы народов мира», «Русский народный танец»,
«Классический танец», «Современный танец». «Знаменитые хореографы и
постановщики». «Лучшие профессиональные и самодеятельные хореографические
коллективы». «Великие исполнители и танцовщики».
6. Подборка литературы по разделам программы.
7. Сценарии праздничных выступлений, отчётных концертов.
3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сформированность универсальных учебных действий в процессе освоения данной
программы может быть оценена через различные формы контроля.
Педагогический контроль предполагает такие виды как: систематический,
периодический, промежуточный, итоговый годовой.
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления
уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность
исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля
являются: просмотр, анализ выполнения задания.
Периодический контроль проводится по окончанию темы, здесь решается такая
же задача - проверить, как освоена тема, внимание обращается кроме правильности
исполнения, техничности, активности, уровня физической нагрузки еще и на усвоение
теоретического и практического материала.
Промежуточный контроль – осуществляется по итогам четверти. Задача педагога
выявить уровень освоения обучающимися программы, определить изменения в уровне
развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается
правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание
7
теоретической и практической части. Форма контроля - дифференцированный зачет,
анализ, самоанализ.
Итоговый годовой контроль проходит в конце учебного года (май) служит для
выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового
контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень
физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход,
артистичность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов
1.
Авилова С.А., Т.В. Калинина – «игровые и рифмованные формы физических
упражнений». Волгоград, 2008 г.
2.
Бриске И.Э. – «Хореография», Челябинск, 1995г.
3.
Ваганова А.Я. – «Основы классического танца». «Искусство», 1980 г.
4.
Захаров Р. – «Сочинение танца» М. «Искусство», 1989г.
5.
Зацепина К. – «Народно-сценический танец», М. Искусство, 1975г.
6.
Ивлева Л.Д. – «Руководство Воспитательным процессом в самодеятельном
хореографическом коллективе», Челябинск, 1989г.
8
7.
Классический танец. Методическая разработка для преподавателей
хореографических школ. М., 1988г.
8.
Климов А. – «Основы русского народного танца». Искусство, 1981г.
9.
Князева О.Н. – «Танцы Урала», Свердловск, 1962 г.
10.
Коваль М.Б. – «Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы».
Институт развития личности. М., 1994г.
11.
Мудрин А.В. «Введение в социальную педагогику», Пенза, 1984г.
12.
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва.
13.
Подласный «Педагогика». Москва, 1986 г.
14.
Поляков С.Д. «Психопедагогика воспитания», Москва, Новая школа,1996 г.
для детей и родителей
1.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. – «Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста». Просвещение, 1991г.
2.
Жильбер Делаэй, Марсель Марлье – «Мартина «Балетная мышка». ТОО
«Внешсигма», 1994г.
3.
Ротерс Т.Т. – «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика». Просвещение, 1989 г.
4.
Шелби Б. – «Открой своего ребенка с помощью тестов». Тюмень, 2000г.
9
Приложение 1
Оценочные материалы для проведения мониторинга – результатов обучения ребёнка
в процессе реализации образовательной программы:
Тестовое задание на определение танцевальных способностей, учащихся по 4-м
показателям.
Таблица характеристик уровней развития танцевальных способностей.
Показатель
Высокий (4-5)
Средний (3)
Низкий (2)
Ребёнок физически
Ребёнок физически
1.Профессионально- Ребёнок физически
развит средне. У него развит слабо, не
физические данные. хорошо развит,
вынослив. С
могут быть
вынослив, быстро
правильными
правильные
устаёт, не
пропорциями тела и пропорции тела, но
внимателен;
осанки. Хорошая
есть небольшие
профессиональные
выворотность; нога дефекты в осанке
данные на низком
легко поднимается
(лордоз, кифоз);
уровне.
на 90 градусов и
наличие
выше; стопа
хореографической
эластичная и
выворотности, но
гибкая; отличная
недостаточный
пластика и
подъем ноги и
устойчивость тела; а натянутости стоп.
также отлично
Отдельные группы
развиты отдельные
мышц и подвижность
группы мышц и
суставов развита
подвижность
средне.
суставов.
Ребёнок хорошо
Координация
Слабо развита
2. Координация
запоминает
движений не плохая,
координация
движений.
движения, отлично
но слабо развита
движений, отсюда
развита
зрительная память,
большие трудности в
координация,
отсюда запоминание
запоминании и
зрительная память и движений происходит воспроизведении.
вестибулярный
на среднем уровне,
Отсутствует чувство
аппарат, а также
хотя ребёнок может
ритма и
чувство ритма и
обладать достаточным музыкальности.
мышечная память.
чувством ритма
и мышечной памятью.
Ребёнок
знает
Ребёнок знает правила Ребёнок не знает
3.Двигательные
правила исполнения исполнения
основных правил
навыки.
каждого изученного танцевальных
исполнения
танцевального
движений, но при
танцевальных
движения; умеет
этом испытывает
движений, не умеет
соединять
трудности в чётком
соединять движения
танцевальные
повторении
между собой.
движения в
движений, отсюда он
танцевальные
может допускать
предложения и
неточности в
согласовать их в
соединении
пространстве под
танцевальных
музыку.
движений в
предложения.
Ребёнок неплохо
Плохо ориентируется
4.Исполнитель-ская Ребёнок должен
10
ориентируется в
в рисунках танца,
пространстве, но
отсутствуют навыки
испытывает
ансамблевого
небольшие
исполнения и
затруднения в
эмоциональной
исполнении парного
выразительности.
танца, отсюда он
чувствует себя
скованно, это может
сказаться на его
эмоциональности.
Тестовое задание на определение танцевальных способностей учащихся по 4-м
показателям.
выразительность
ориентироваться в
композиционном
пространстве,
владеть навыками
исполнения парного
и массового танца,
обладать актерской
выразительностью.
1. Профессионально-физические данные.
Тесты на определение профессиональных данных учащихся.
а) Выворотность ног - это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в
положении endehor (наружу).
Ребенка подводят к станку и устанавливают его в 1-ю позицию, затем, просят глубоко
присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бёдра как можно больше раскрылись в
стороны (супенировались), т.е. предлагают исполнить grandplie. Взяв руками за бёдра чуть
выше колен и помогая ребёнку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это
делает.
б) Стопа - является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции
регулятора равновесия.
Из первой позиции нога выдвигается в сторону, колено выпрямляется. Осторожными
усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема
стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
в) Балетный шаг - его высота определяется при выворотном положении ног в трёх
направлениях: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая.
Ребёнок ставится боком к станку, держась за него одной рукой. Из 1-ой позиции ног,
работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с
вытянутым подъёмом поднимают в стороны до той высоты, до какой позволяет это делать
бедро. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью)
шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном
случае служит высота: для мальчиков норма не ниже 90 градусов, для девочек - выше 90
градусов. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
г) Гибкость тела - показатель пластичности и определяется величиной прогиба
испытуемого назад и вперед.
Ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в
стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела. Проверка гибкости
вперед производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в
положении сидя на полу.
Тесты, позволяющие определить развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов:
а) Подвижность шейного отдела позвоночника:
- наклонить голову вперед. Подбородок должен коснуться груди;
- наклонить голову назад. Взгляд должен быть направлен точно вверх или немного
назад;
- наклонить голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной
вертикальной прямой с нижним краем другого;
- повернуть голову в сторону. Ваш взгляд должен быть обращен точно в сторону.
б) Эластичность мышц плечевого пояса и подвижность плечевых
суставов:
11
поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья за головой так, чтобы пальцы
были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток;
- встать спиной к стене на расстояние длины стопы, руки в стороны ладонями вперед.
Коснитесь пальцами стены, не отклоняя туловища от вертикали;
- согните одну руку локтем вверх, а другую - локтем вниз, предплечье за головой и за
спиной. Коснитесь пальцами одной руки пальцев другой. То же сделать, поменяв
положение рук.
в) Подвижность лучезапястного сустава, эластичность мышц кисти и предплечья:
- вытянуть руки вперёд и опустить кисти вниз - ладони прямые. Тыльная поверхность
ладони должна быть перпендикулярна предплечью.
г) Подвижность голеностопного сустава, эластичность мышц голени и стопы:
- присядьте, не отрывая носки и пятки от пола, руки вдоль тела.
При нормальной подвижности голеностопного сустава угол
между поверхностью опоры и голенью составляет 45-55
градусов;
- встаньте лицом к станку и обопритесь об него руками. Отставьте
выпрямленную ногу как можно дальше назад, не отрывая пятку
от пола. Носки и колени направлены строго вперёд. Угол между
поверхностью пола и прямой ногой должен составлять 50-60
градусов.
- из положения стоя на коленях, сядьте на пятки. В норме, тыльная
поверхность стопы и голеностопного сустава касаются пола.
Носки не должны быть обращены внутрь.
д) Гибкость позвоночника:
- встаньте прямо, ноги вместе. Наклонитесь как можно ниже вперед, опустив руки вниз.
Кончики пальцев должны коснуться пола;
- встать спиной к стене, ноги на расстоянии 30 см друг от друга.
Наклонитесь как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены.
То же в другую сторону. Кончики пальцев должны опуститься чуть ниже коленной
чашечки.
е) Подвижность тазобедренных суставов, эластичность мышц бедра:
- лежа на спине, согните одну ногу, возьмите её обеими руками за колено и притяните
как можно ближе к груди. Другая нога при этом остаётся выпрямленной. Бедро
должно соприкасаться с передней поверхностью туловища;
- лёжа на животе (подбородок касается пола), согните одну ногу и с помощью рук
постарайтесь коснуться её пяткой ягодиц. Бедро согнутой ноги не должно отрываться
от поверхности пола;
- сидя на жёсткой поверхности, туловище вертикально, разведите выпрямленные ноги
как можно шире. Угол между ногами должен составлять не менее 90 градусов.
ж) Подвижность коленных суставов:
- сидя на полу, максимально согните ноги коленями вверх. В норме икроножная мышца
должна соприкасаться с задней поверхностью бедра;
- сидя на жёсткой поверхности, максимально выпрямите ноги, прижимая их к полу под
коленями. Если при этом пятки значительно отрываются от пола, это свидетельствует
о переизгибе в коленном суставе. Если не удалось до конца выпрямить ноги и между
коленями и полом имеется свободное пространство, то у вас недостаточная
подвижность коленного сустава.
2. Координация движений:
Задание № 1. Выполнить подготовительно-развивающие движения:
- шаг с носка, шаг на полупальцах, маршировка с высоким подниманием колена;
- приставной шаг по 6 п.;
- бег, ноги сгибаются назад;
- подскоки в продвижении;
- шаг польки;
-
12
-
поклон- простейший вариант.
Задание № 2. Прохлопать, протопать:
- хлопки с акцентом на 1-ую долю и равномерно;
- притопы с акцентом на 1-ую долю и равномерно;
3. Двигательные навыки:
Задание №1. Рассказать правила исполнения предложенных движений и показать их.
Задание №2. Исполнить танцевальную комбинацию:
- простой танцевальный шаг с носка с работой рук (используя различные позиции рук);
- «ковырялочка» с 3-м притопом и работой рук из 1п на 2п.;
- прыжки с хлопками в повороте.
4. Исполнительская выразительность:
Задание: исполнить танец или этюд.
- «Рыжий кот»;
- «Веселая разминка»;
- «Почемучки»;
- «Страна чудес».
13