МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мир задач»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Нормативный срок обучения: 1 год
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Екатеринбург, 2023
0
Пояснительная записка
Программа курса «Мир задач» (далее – Программа) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на
основе нормативно-правовой базы:
Программа общеинтеллектуального направления «Мир задач» разработана на
основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты
второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика.
Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на
проведение 2 часа в неделю, 70 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40
минут.
Срок реализации программы 1 год.
Цели и задачи курса
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса,
осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к
математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой
деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального
мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения,
сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной
деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в
условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на
задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития
интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности
ребёнка.
1
Планируемые результаты освоения программы
по программе «Мир задач» способствует формированию у обучающихся
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого
человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость,
целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных
заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического
характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения
конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения
задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для
работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного
мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для
обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор
наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической
деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
2
применением математической терминологии и символики, проводить логические
обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач
предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение
текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и
использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные
задачи перебором возможных вариантов.
3
Содержание программы.
№
Тема раздела
Кол-во
часов
1
Вводное
занятие
1
2
Приемы
быстрого счета
3
Занимательные
математические
задачи
4
Геометрическая
мозаика
5
Математика в
жизни
13
6
Узнай свои
способности
5
7
Итоговое
занятие
Итого
16
15
20
Содержание
Правила техники безопасности на
занятиях. Цели и задачи. Планируемые
виды деятельности и результаты.
Легкий способ умножения первых
десяти чисел на 9. Признаки делимости
на 2,5,3,9.Умножение двухзначных
чисел на 11;13. Промежуточное
приведение к «круглым» числам.
Использование изменения порядка
счета. Возведение в квадрат чисел
пятого и шестого десятков. Умножение
и деление на 5,50,500. Метод
умножения двухзначных чисел «крест
на крест». Умножение двухзначных
чисел, близких к 100.
Математические головоломки. Задачишутки. Задачи-загадки. Задачи на
определение возраста. Задачи,
решаемые с конца. Задачи на
взвешивание. Задачи на переливание.
Задачи, решаемые уравниванием.
Логика и рассуждения. Логические
задачи. Решение олимпиадных задач.
Простейшие геометрические фигуры.
Геометрия на клетчатой бумаге.
Вырезание из бумаги. Поиск
треугольников в фигурах сложной
конфигурации. Конструирование фигур
из треугольников. Геометрические
головоломки. Задачи на разрезание и
складывание фигур. Решение задач,
формирующих геометрическую
наблюдательность. Топологические
опыты. Турнир по геометрии.
Поступки делового человека. Учёт
расходов семьи на питание. Кулинарные
рецепты. Таблица игр по футболу.
Подсчёт вариантов.
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша
память; определяем коэффициент вашей
памяти; как вы справляетесь с большим
потоком информации; каков объём
вашего внимания.
Формы
организации
занятий
Беседа
теоретическое
занятие,
практическое
занятие
теоретическое
занятие,
практическое
занятие
теоретическое
занятие,
практическое
занятие
теоретическое
занятие,
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
1
20
4
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
1.
Организационное
занятие.
Старинные
математические
истории
Кол.
часов
1
Основные виды деятельности
учащихся
беседа
Приемы быстрого счета (16 ч)
1
индивидуальная работа
1
фронтальная форма обучения
1
фронтальная форма обучения
1
фронтальная форма обучения
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
дидактическая игра
1
групповая работа
1
индивидуальная работа
1
индивидуальная работа
16
Легкий способ
умножения первых
десяти чисел на 9
Умножение
двухзначных чисел на
11;13
Умножение
двухзначных чисел на
11;13
Промежуточное
приведение к
«круглым» числам.
Признаки делимости
натуральных чисел.
Признаки делимости
на 2
Признаки делимости
на 3 и 9
Признаки делимости
на 4
Умножение и деление
на 5,50,500.
Умножение и деление
на 5,50,500.
Возведение в квадрат
чисел
пятого
и
шестого десятков
Возведение в квадрат
чисел
пятого
и
шестого десятков
Метод
умножения
двухзначных
чисел
«крест на крест».
Метод
умножения
двухзначных
чисел
«крест на крест».
Логические задачи.
1
самостоятельная работа
17
Малая олимпиада
1
фронтальная форма обучения
2.
3.
4
5
6
7
8.
9
10
11
12
13
14
15
Занимательные математические задачи (15 ч)
5
Дата
18.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Математические
головоломки.
Математические
головоломки.
Задачи-шутки.
Задачи-загадки
Задачи на определение
возраста.
Задачи на взвешивание
и переливание.
Задачи на взвешивание
и переливание.
Задачи, решаемые с
конца.
Задачи,
решаемые
уравниванием
Задачи,
решаемые
уравниванием
Задачи,
решаемые
уравниванием
Задачи на движение.
Логика и рассуждения.
Логические задачи
Решение олимпиадных
задач
1
дидактическая игра
1
групповая работа
1
1
1
групповая работа
групповая работа
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
1
1
1
фронтальная форма обучения
дидактическая игра
групповая работа
самостоятельная работа
Геометрическая мозаика (20ч)
33.
34.
35.
36.
37
38
39.
40.
41
42.
Простейшие
геометрические
фигуры
Простейшие
геометрические
фигуры
Простейшие
геометрические
фигуры
Геометрия на
клетчатой бумаге.
Геометрия на
клетчатой бумаге.
Геометрия на
клетчатой бумаге.
Вырезание из бумаги.
Поиск треугольников в
фигурах
сложной
конфигурации
Поиск треугольников в
фигурах
сложной
конфигурации
Конструирование
фигур из
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
1
1
дидактическая игра
групповая работа
1
групповая работа
1
дидактическая игра
6
треугольников
Конструирование
фигур из
треугольников
Геометрические
головоломки
Геометрические
головоломки
Задачи на разрезание и
складывание фигур
Задачи на разрезание и
складывание фигур
Рисование фигур на
клетчатой бумаге
Рисование фигур на
клетчатой бумаге
Топологические опыты
Топологические опыты
Турнир по геометрии
1
дидактическая игра
1
дидактическая игра
1
фронтальная форма обучения
1
дидактическая игра
1
индивидуальная работа
1
индивидуальная работа
1
индивидуальная работа
1
1
1
дидактическая игра
индивидуальная работа
самостоятельная работа
Математика в жизни (13 ч)
делового
53 Поступки
1
индивидуальная работа
54
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52.
человека
Поступки делового
человека
1
индивидуальная работа
55 Поступки делового
1
индивидуальная работа
56 Учёт расходов семьи
1
дидактическая игра
57
1
индивидуальная работа
1
индивидуальная работа
человека
на питание
Учёт расходов семьи
на питание
58 Учёт расходов семьи
на питание
59
60
61
62
63
64
Кулинарные рецепты
Кулинарные рецепты
Кулинарные рецепты
Таблица игр по
футболу
Таблица игр по
футболу
Подсчёт вариантов
65 Подсчёт вариантов
1
1
1
1
дидактическая игра
индивидуальная работа
дидактическая игра
дидактическая игра
1
групповая работа
1
групповая работа
1
групповая работа
Узнай свои способности (5 ч)
7
66 Изучаем самих себя.
67
Тесты: какова ваша
память;
определяем
коэффициент
вашей
памяти;
Изучаем самих себя.
Тесты: какова ваша
память
68 Изучаем самих себя.
1
индивидуальная работа
индивидуальная работа
1
1
индивидуальная работа
Тесты: какова ваша
память
69 Малая олимпиада
70 Итоговое занятие.
Итого:
1
1
70
самостоятельная работа
дидактическая игра
8