МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Департамент образования г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 83
Программа элективного курса
«Решение химических задач повышенного уровня сложности»
для обучающихся 10-11 классов
г. Екатеринбург
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение задач по химии повышенного
уровня сложности» адресован учащимся 10-11 классов, выбирающим естественнонаучный
профиль на старшей ступени обучения.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из
приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала по химии выработку умения самостоятельно применять в практической
деятельности приобретённые теоретические знания. Чтобы научиться химии, изучение
теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения
различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач
в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может
привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе,
технике. Вместе с тем, задачи по химии предлагаются на всех экзаменах по химии, как
неотъемлемая часть включены в контрольно-измерительные материалы (базового, повышенного
и высокого уровней сложности) для оценки подготовки выпускников школ при итоговой
аттестации. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной
стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки
самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и
важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать
связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически,
воспитывает волю к преодолению трудностей. В процессе решения задач происходит уточнение
и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается уверенность в
использовании имеющихся знаний. Умение решать задачи является одним из показателей
уровня развития химического
мышления учащихся, глубины осознанности усвоения ими
учебного материала, основным показателем творческого усвоения предмета
Рабочая программа «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их
познавательных
интересов,
целенаправленную
профессиональную
ориентацию
старшеклассников. Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10–11-х классов с
целью удовлетворения образовательного запроса учащихся, ориентированных на продолжение
образования по естественнонаучному направлению и на успешную итоговую аттестацию в
форме ЕГЭ. Курс рассчитан на 2 года обучения, 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11
классе), из расчета - 1 час в неделю.
1-й год (10-й класс, 34 часа, 1 ч в неделю) – полностью посвящён решению задач по курсу
органической химии. При этом особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения
задач на параллельные и последовательные превращения, на использование газовых законов,
нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов по
разнообразным исходным данным, использование знаний об окислительно-восстановительных
процессах с участием органических веществ, а также качественных задач и задач
комбинированного характера. Знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми
при проведении ЕГЭ, вступительных экзаменов в ВУЗы.
2-й год (11-й класс, 34 часа, 1 раз в неделю) –этап обучения, посвящённый решению задач
повышенного и высокого уровней сложности по общей и неорганической химии: задачи на
определение химических формул неорганических веществ; определение относительной
атомной массы ХЭ по известным массовым числам его изотопов с учетом их
распространённости в природе; определение неизвестных веществ по их свойствам;
определение состава смесей различными способами; определение массовой доли растворенного
вещества в растворе с использованием правила смешения, различных способов выражения
концентрации и задачи с использованием понятий «растворимость», «кристаллогидраты»;
определение рН раствора; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях,
расчет скорости химической реакции, константы равновесия, теплового эффекта химической
реакции (энтальтии). Курс предполагает формирование навыков решения комбинированных
задач разных типов,
сочетающих в себе несколько алгоритмов решения; а так же задачи на знание способов
получения и химических свойств элементов I-VIII групп периодической системы
Д.И.Менделеева; задач, подтверждающих взаимосвязь неорганических соединений.
Кроме того, программа этого этапа предусматривает работу учащихся с контрольноизмерительными материалами единого государственного экзамена по химии.
Главным назначением данного курса является:
Совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации
к изучению химии;
формирование у учащихся целостной системы знаний о важнейших химических
закономерностях через решение задач повышенного и высокого уровней
сложности;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать
при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие
логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой;
систематизация, расширение и углубление теоретических знаний по курсам общей,
неорганической и органической химии.
Задачи курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам учебного предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению
трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие учебно-коммуникативных умений;
совершенствованиенавыковвладенияучащимисяосновнымиприемамииметодами
решения расчетных задач, алгоритмами решения типовых химических задач, задач
повышенного и высокого уровней сложности;
формирование навыков исследовательской деятельности;
способствование интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов
естественнонаучногопрофиляприрешениирасчетныхикачественныхзадачпохимии.
Программапредусматриваетвкачествеосновнойформыпроведениязанятийпрактикумыпо решению
задач.
Методы и формы обучения:
В курсе используются инновационные педагогические технологии (КСО, дистанционное
обучение, ИКТ и др.),групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия,
развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся, способность принятия
решений.
Фронтальный анализ способов и приемов решения различных типов задач.
КСО (коллективный способ обучения).
Групповое, индивидуальное, самостоятельное решение задач.
Коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач.
Решение расчетно-практических задач.
Дистанционное обучение по средствам электронного контента.
Предпочтительные формы контроля УУД обучающихся при реализации данной программы:
индивидуальные расчётные задания, тестирование, контрольное решение задач.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общих учебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций, предполагает
деятельность, направленную на достижение обучающимися следующих предметных
результатов:
1) В познавательной сфере:
Четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
Видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений
численных параметров системы, описанной в задаче;
Решать задачи на определение направления протекания химической реакции с
участием органических веществ;
Определять формулы органических соединений различных классов на основе их свойств,
по массовым долям химических элементов, по продуктам сгорания;
производить расчеты по химическим формулам, определять среднюю молекулярную массу
и относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;
производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного
вещества, молярной концентрации, растворимости;
производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять
состав смеси, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке,
определять выход продукта реакции;
производить расчеты по термохимическим уравнениям;
решатьзадачисиспользованиемзнанийобокислительно-восстановительныхпроцессахс
участием органических и неорганических веществ.
производить расчеты с использованием параллельных и последовательных превращений
веществ;
записывать уравнения химических реакций, отражающих генетическую взаимосвязь
органических и неорганических соединений, и производить расчеты по ним.
Для реализации данной рабочей программы, прежде всего, используются широко
известные пособия по обучению решению химических задач повышенного уровня трудности
авторов Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмина, В.А. Попкова, А.С. Егорова, И.Н. Семёнова; учебные
пособия УМК «Химия.ПодготовкакЕГЭ»В.Н.Доронькина,А.Г.Бережнойидр.;находящиесяв
открытомдоступеконтрольно-измерительныематериалыединогогосударственного экзамена по
химии, в том числе банк заданий www.fipi.ru; региональный контент дистанционного обучения
школьников с повышенными образовательными потребностями
Cодержание программы
10- й класс (1-йгод обучения)
Введение (9часов)
Общие требования к решению и оформлению задач по химии. Классификация основных
расчетных задач с учетом алгоритма их решения. Способы решения задач. Физические
величины и их единицы, применяемые при решении задач по химии. Содержание и определение
научных понятий о некоторых физических величинах. Основные математические формулы,
используемые для решения типовых расчетных задач Основные математические формулы,
используемые для решения типовых расчетных задач. Задачи на нахождение молекулярных
формул органических веществ. Способы решения. Вывод формулы вещества на основе
массовой доли элементов. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по
газу(или молярной массе)и массовой доли элемента. Вывод молекулярной формулы вещества по
относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества. Вывод формулы
вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.
Нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о продуктах сгорания.
Задачи повышенного уровня сложности по теме «Углеводороды» (10часов)
Алканы. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с
указанными реагентами. Циклоалканы. Определение состава смеси, все компоненты которой
выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. Алкадиены. Определение состава
исходной смеси, масса которой неизвестна. Алкины. Вычисления, если вещества содержат
примеси. Ароманические углеводороды. Бензол. Задачи на выход продукта от теоретически
возможного. Задачи на определение продуктов реакций и составления окислительно –
восстановительных процессов, идущих в различных средах с участием непредельных
углеводородов разного строения (алкенов, алкадиенов, алкинов). Задачи на определение
продуктов реакций и составления окислительно – восстановительных процессов, идущих в
различных средах с участием ароматических углеводородов.
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Кислородсодержащие органические вещества»(10часов)
Предельные одноатомные спирты. Многоатомные спирты. Вычисление массы (объема,
количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Фенолы.
Вычисления с использованием понятия «массовая доля» растворенного вещества. Вычисление
массовой доли вещества в растворе. Карбонил–и карбоксил-содержащие соединения (альдегиды
икетоны). Вычисление массы (объема, количества )продукта реакции, если одно из
реагирующих веществ дано в избытке. Задачи на определение продуктов реакций и составление
окислительно – восстановительных процессов, идущих при различных условиях и в различных
средах с участием спиртов, альдегидов и кетонов. Задачи на генетическую связь
кислородсодержащих органических веществ с органическими веществами других классов.
Задачи на нахождение молекулярных формул кислородсодержащих органических веществ
Качественные задачи по теме: «Кислородсодержащие органические вещества». Определение
неизвестных веществ по их свойствам. Углеводы. Осуществление генетических переходов.
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Азотсодержащие органические вещества» (9часов)
Амины. Определение состава смесей. Аминокислоты. Белки. Решение комбинированных
задач. Задачи на генетическую связь азотсодержащих органических веществ с органическими
веществами других классов Качественные задачи по органической химии. Определение
неизвестных веществ по их свойствам. Решение экспериментальных задач на идентификацию
органических веществ. Решение комбинированных задач на основе изученных типов и способов
решения.
11- й класс (2-й год обучения)
Основные понятия и законы химии (4часа)
Расчеты с использованием основных понятий химии: «количество вещества»,
«относительная атомная», «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «молярный
объем», «плотность вещества», «относительная плотность вещества пот газу». Расчёт
относительной атомной массы химического элемента по известным массовым числам его
изотопов с учетом распространения их в природе. Способы решения. Расчеты с использованием
понятий: «массовая доля», «объемная доля», «мольная доля». Задачи на определение
химических формул неорганических веществ.
Растворы и смеси (5 часов)
Способы выражения концентрации растворов. Понятие «доля» и ее разновидности.
Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Правило смешения.
Приготовление растворов заданной массовой доли растворенного вещества, молярной
концентрации, кристаллогидрата и воды, смешение растворов. Расчеты, связанные с переводом
одного вида концентрации в другой. Смешивание растворов, сопровождающееся химической
реакцией. Растворимость веществ. Взаимосвязь понятий «растворимость» и «концентрация
растворов». Задачи на растворимость веществ, способных образовывать кристаллогидраты.
Основные закономерности протекания химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям (14часов)
Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи на применение следствия закона Гесса.
Задачи на возможность протекания химических реакций. Расчет энтальпии реакции. Расчет
изменения энтропии в химическом процессе. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Использование метода составления
таблиц при решении задач на вычисление состава исходных и конечных концентраций
компонентов равновесной системы. Вычисления степени диссоциации, константы диссоциации,
рН раствора. Реакции гидролиза солей. Совместный гидролиз. Нестандартные и расчетные
задачи. Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и расплавов
электролитов”. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчёты массы
вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной концентрацией
(процентной, молярной). Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если
одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Вычисления по уравнениям, когда одно или
несколько веществ взяты в избытке. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного.
Комбинированные задачи высокого уровня сложности(8часов)
Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.
Определение количественного состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с
указанными реагентами. Определение количественного состава смеси, компоненты которой
выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. Нахождение массовой доли продукта
реакции в растворе после реакции по уравнению материального баланса. Нахождение массовых
долей растворённых веществ, оставшихся реагентов в растворе после реакции по уравнению
материального баланса. Нахождение массовой доли всех веществ в растворе, оставшихся после
реакции по уравнению материального баланса. Определение состава продукта реакции (задачи
на «тип соли»). Нахождение массы (или объема) вещества, которую необходимо добавить,
чтобы массовая другого вещества уменьшилась (увеличилась) доопределённого процента.
Задачи контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии (2часа)
Выполнение заданий КИМ ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений
Российской Федерации прошлых лет.
Тематический план курса
№
п/п
1.
2.
Раздел
Название темы
10-йкласс(1-й год обучения)
Введение(9часов)
Общие требования к решению и оформлению
задач по химии. Классификация основных
расчетных задач с учетом алгоритма их
решения. Физические величины и их
единицы, применяемые при решении задач по
химии.
Решение задач на нахождение молекулярных
формул органических веществ. Способы
решения.
Решение задач с использованием понятий
«мольная доля», «объемная доля», «молярная
масса смеси веществ». Определение состава
газовых смесей. Алгебраические способы
решения
Задачи
повышенного Алканы. Определение состава смеси, все
уровня сложности по компоненты которой взаимодействуют с
Указанными реагентами
теме: «Углеводороды»
Циклоалканы. Определение состава смеси,
(10 часов)
все компоненты которой выборочно
Взаимодействуют с указанными реагентами
Алкены. Определение состава газовых
смесей.
Кол-во
часов
1
6
2
1
1
1
Алкадиены. Определение состава исходной
смеси, масса которой неизвестна
1
Алкины. Вычисления, если вещества
Содержат примеси
1
Ароматические углеводороды . Бензол.
Задачи на выход продукта от теоретически
возможного.
Задачи определение продуктов реакций и
составления окислительно –
Восстановительных процессов, идущихв
Различных средах с участием непредельных
углеводородовродного строения (алкенов,
алкадиенов, алкинов)
Задачи определение продуктов реакций и
составления окислительно –
Восстановительных процессов, идущих в
Различных средах с участием ароматических
углеводородов.
1
3
1
3.
4.
Предельные
одноатомные
спирты.
Многоатомные спирты. Вычисление массы
(объема, количества) продукта реакции, если
одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
Фенолы. Вычисления с использованием
понятия «массовая доля» растворенного
вещества. Вычисление массовой доли
Вещества в растворе.
Карбонил
–
и
карбоксил-содержащие
соединения
(альдегиды
и
кетоны).
Вычисление массы (объема, количества)
продукта реакции, если одно из
Реагирующих веществ дано в избытке.
1
Задачи на определение продуктов реакций и
составление
окислительно
–
восстановительных процессов, идущих при
различных условиях и в различных средах с
участием спиртов, альдегидов и кетонов.
2
Задачи
на
генетическую
связь
кислородсодержащих органических веществ
с органическими веществами других классов
2
Задачи на нахождение молекулярных формул
кислородсодержащих органических веществ
Качественные задачи по теме:
«Кислородсодержащие
органические
вещества».Определение неизвестных веществ
по их свойствам.
1
Углеводы.
Осуществление
генетических
переходов
Задачи
повышенного Амины. Определение состава смесей.
уровня сложности по
теме: «Азотсодержание Аминокислоты. Белки. Решение
органические
комбинированных задач.
вещества»(5 часов)
Задачи на генетическую связь
Азотсодержащих органических веществ с
Органическими веществами других классов
Качественные задачи по органической химии.
Определение неизвестных веществ по их
свойствам. Решение экспериментальных
Задач на идентификацию органических
веществ.
Решение комбинированных задач на основе
изученных типов и способов решения.
1
Задачи повышенного
уровня сложности по
теме:
«Кислородсодержащие
органические
вещества»(10часов)
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1.
2.
3.
11-йкласс (2-й год обучения)
Основные понятия и Расчеты с использованием основных понятий
законы химии (4 часа)
химии: «количество вещества»,
«относительная молекулярная масса»,
«молярная масса»,«молярный объем»,
«плотность вещества»,«относительная
плотность вещества пот газу».
Расчёт относительной атомной массы
химического
элемента
по
известным
массовым числам его изотопов с учетом
распространения их в природе. Задачи на
определение
химических
формул
неорганических веществ
Задачи на газовые законы (закон Авогадро и
его следствия, объединенный газовый закон
Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение
Клапейрона-Менделеева).
Расчеты
с
использованием
понятий:
«массовая доля», «объемная доля», «мольная
доля». Определение состава газовых смесей
Растворы и
Способы выражения концентрации рассмеси (5 часов)
творов. Понятие «доля» и ее разновидности.
Расчеты с использованием понятия«массовая
доля вещества в растворе». Правило
смешения.
Расчетно-практические задачи на
приготовление растворов заданной массовой
доли растворенного вещества, молярной
концентрации, кристаллогидрата и воды,
смешение растворов.
Расчеты, связанные с переводом одного вида
Концентрации в другой. Смешивание
растворов, сопровождающееся химической
реакцией.
Растворимость веществ. Взаимосвязь
понятий «растворимость» и «концентрация
растворов». Задачи на растворимость
веществ, способных образовывать
кристаллогидраты.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Основные
закономерности
Протекания химических Задачи повышенного уровня сложности на
тему“Термохимия”(применение следствия
реакций.
Расчеты
по закона Гесса).
химическим
Задачи на возможность протекания
уравнениям
химических реакций. Расчет энтальпии
(14 часов)
реакции. Расчет изменения энтропии в
химическом процессе. Расчет изменения
энергии Гиббса реакции
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
4.
Скорость химической реакции. Химическое
равновесие. Использование метода
Составления таблиц при решении задач на
вычисление состава исходных и конечных
концентраций компонентов
равновесной системы
Вычисления степени диссоциации, константы
диссоциации, рН раствора
Реакции гидролиза солей. Совместный
гидролиз. Нестандартные и расчетные задачи.
Качественные и расчетные задачи по теме
“Электролиз растворов и расплавов
электролитов”.
Расчеты объемных отношений газов при
Химических реакциях
Расчёты массы вещества или объема газов по
известному количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в реакции
веществ
Расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если одно из
веществ дано в виде раствора с определенной концентрацией (процентной, молярной)
Расчеты массы (объема, количества
вещества)продуктов реакции, если одно из
веществ дано в избытке (имеет примеси)
Вычисления по уравнениям, когда одно или
Несколько веществ взяты в избытке.
Расчеты массовой или объемной доли выхода
Продукта реакции от теоретически
возможного.
Комбинированные
Задачи на химические превращения с
Задачи высокого уровня Участием смесей неорганических веществ.
сложности
Определение количественного состава смеси,
(9 часов)
все компоненты которой взаимодействуют с
Указанными реагентами
Определение количественного состава смеси,
компоненты
которой
выборочно
Взаимодействуют с указанным и реагентами
Нахождение массовой доли продукта реакции
в растворе после реакции по уравнению
Материального баланса.
Нахождение массовых долей растворённых
веществ, оставшихся реагентов в растворе
После реакции по уравнению материального
баланса
Нахождение массовой доли всех веществ
в
растворе,
оставшихся
по
уравнению
материального баланса после реакции
Определение состава продукта реакции
(задачи на «тип соли»)
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
5.
Нахождение массы(или объема)вещества,
которую необходимо добавить, чтобы
массовая другого вещества уменьшилась
(увеличилась)до определённого процента
Задачи
контрольно- Выполнение заданий КИМЕГЭ по химии
выпускников средних общеобразовательных
измерительных
материалов ЕГЭ по учреждений Российской Федерации прошлых
химии(2часа).
лет
Итого:
Всего:
2
2
34 ч
68 ч
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для
учащихся 10-11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии,
учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением.
Этодаетвозможностьназанятияхэлективногокурсаобратитьвниманиенанаиболеесложныеимало
встречающиеся в основной программе направления решения задач
Приреализациипрограммыданногокурсарекомендуемобратитьвниманиенатипологию
расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные
работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и
самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные
пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный
“тренинг”, но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности
следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения
изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Литература
1. ГольдфарбЯ.Л.,ХодаковЮ.В.Химия.Задачник,8-11классы.
2. ДоронькинВ.И.,А.Г.Бережная,Т.В.Сажнева,В.А.Февралёва.Универсальныйзадачник для
подготовки к ЕГЭ и контрольным работам/ учебно-методическое пособие.- Ростов- наДону: Легион, 217 с.- (Готовимся к ЕГЭ).
3. КороленкоМ.В.Задачипоорганическойхимиисметодическимирекомендациямии
примерами решений. М.: ИМА-Принт, 48 с.
4. КузьменкоН.Е., МагдесиеваН.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов:курс
повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 191 с.
5. КузьменкоН.Е.,ЕреминВ.В.,ПопковВ.А.Химиядляшкольниковстаршихклассови
поступающих в вузы. М.: Дрофа, 528 с.
6. КузьменкоН.Е.,ЕреминВ.В.,ПопковВ.А.Начала химии.Современный кур для
поступающих в вузы.В2т.М.:1-яФедеративная книготорговая компания,т.1,448 с.; т. 2,
384 с.
7. КузьменкоН.Е.,ЕреминВ.В.2000 задач и упражнений по химии для школьников и
абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 512 с.
8. КузьменкоН.Е.,ЕреминВ.В.2400 задач по химии для школьников и поступающих в
вузы. М.: Дрофа,560 с.
9. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности(для абитуриентов).В4
выпусках.Л.:Изд-воЛГУ, вып.1, 16с.;вып.2,16 с.;вып.3,16с.;вып. 4,16с.
10. Шириков Н.А., Ширикова О.З.. Расчетные задачи по химии (для подготовки
к вступительным испытаниям). Вологда: “Русь”.
Календарно—тематическое планирование
10 класс(1 ч.внеделю,всего34ч.)
№
урока
1
2
3
4
5
6-7
8-9
10
11
12
Тема
Кол-во
часов
Форм контроля
Введение
1
Общие требования к решению и
Отчет по решенным
оформлению
задач
по
химии.
задачам
Классификация основных расчетных
задач с учетом алгоритма их решения.
Физические величины и их единицы,
применяемые при решении задач по
химии.
1
Задачи на нахождение молекулярных
Отчет по решенным
формул органических веществ. Способы
задачам
решения. Вывод формулы вещества на
основе массовой доли элементов
1
Решение задач на вывод молекулярной
Отчет по решенным
формулы вещества на основе его
задачам
плотности, относительной плотности по
газу (или молярной массе) и массовой
доли элемента.
1
Решение задач на вывод молекулярной
Отчет по решенным
формулы вещества по относительной
задачам
плотности его паров и массе, объему или
количеству вещества.
1
Решение задач на вывод формулы
Отчет по решенным
вещества на основе общей формулы
задачам
гомологического
ряда органических
соединений.
2
Решение
задач
на
нахождение
Дифференцированное
молекулярных формул органических
тестирование
веществ по данным о продуктах
сгорания.
2
Решение задач с использованием
Отчет по решенным
понятий «мольная доля», «объемная
задачам
доля», «молярная масса смеси веществ».
Определение состава газовых смесей.
Алгебраические способы решения
Задачи повышенного уровня сложности по теме:
«Углеводороды»(10часов)
1
Алканы. Определение состава смеси, все
Отчет по решенным
компоненты которой взаимодействуют с
задачам
Указанными реагентами
1
Циклоалканы . Определение состава
Отчет по решенным
смеси, все компоненты которой
задачам
Выборочно взаимодействуют с
указанными реагентами
Алкены. Определение состава газовых
1
Отчет по решенным
задачам
Дата
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Форма контроля
смесей.
задачам
1
Алкадиены. Определение состава
Отчет по решенным
исходной смеси, масса которой
задачам
неизвестна
14
Алкины. Вычисления, если вещества
1
Отчет по решенным
Содержат примеси
задачам
15
Ароматические углеводороды. Бензол.
1
Отчет по решенным
Задачи на выход продукта от
задачам
теоретически возможного.
16-18 Задачи на определение продуктов
3
Отчет по решенным
реакций и составление окислительно –
задачам
восстановительных
процессов,
идущих в различных средах с
участием
непредельных
углеводородов
разного
строения(алкенов,
алкадиенов,
алкинов)
19
1
Задачи определение продуктов реакций и
Отчет по решенным
составления окислительно –
задачам
Восстановительных процессов, идущих
в различных средах с участием
ароманических углеводородов.
Задачи повышенного уровня сложности по теме:
«Кислородсодержащие органические вещества»(10часов)
20
1
Предельные
одноатомные
спирты.
Отчет по решенным
Многоатомные спирты. Вычисление
задачам
массы (объема, количества)продукта
реакции, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке.
21
1
Фенолы. Вычисления с использованием
Отчет по решенным
понятия «массовая доля» растворенного
задачам
вещества. Вычисление массовой доли
вещества в растворе.
22
1
Карбонил–икарбоксил-содержащие
Отчет по решенным
соединения (альдегиды и кетоны).
задачам
Вычисление массы(объема, количества)
продукта реакции , если одно из
реагирующих веществ дано в избытке.
23
Задачи на определение продуктов
2
Отчет по решенным
24
реакций и составление окислительно –
задачам
восстановительных процессов, идущих
при различных условиях и в различных
средах с участием спиртов ,альдегидов и
кетонов.
25
Задачи на генетическую связь
2
Отчет по решенным
26
Кислородсодержащих органических
задачам
веществ с органическими веществами
других классов
27
1
Задачи на нахождение молекулярных
Отчет по решенным
формул кислородсодержащих
задачам
органических веществ
13
Дата
№
урока
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Качественные задачи по теме:
«Кислородсодержащие органические
вещества». Определение неизвестных
веществ по их свойствам.
Углеводы. Осуществление генетических
переходов.
Кол-во
часов
Форма контроля
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
Задачи повышенного уровня сложности по теме:
«Азотсодержащие органические вещества»(5часов)
Амины. Определение состава смесей.
1
Отчет по решенным
задачам
1
Аминокислоты.
Белки.
Решение
Отчет по решенным
комбинированных задач.
задачам
Задачи на генетическую связь
1
Отчет по решенным
Азотсодержащих органических веществ с
задачам
органическими веществами других
классов
1
Качественные задачи по органической
Отчет по решенным
химии. Определение неизвестных
задачам
веществ по их свойствам .Решение
экспериментальных задач на
идентификацию органических веществ.
1
Решение комбинированных задач на
Отчет по решенным
основе изученных типов и способов
задачам
решения.
Дата
11 класс(1ч. в неделю, всего 34ч.)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
КолТема
Форма контроля
во
часов
Основные понятия и законы химии(4 часа).
1
Расчеты с использованием основных
Отчет по решенным
понятий химии: «количество вещества»,
задачам
«относительная
молекулярная
масса»,
«молярная масса», «молярный объем»,
«плотность
вещества»,
«относительная
плотность вещества пот газу»
1
Расчёт относительной атомной массы
Отчет по решенным
химического элемента по известным
задачам
массовым числам его изотопов с учетом
распространения их в природе. Задачи на
определение
химических
формул
Неорганических веществ
1
Задачи на газовые законы (закон Авогадро и
Отчет по решенным
его следствия, объединенный газовый закон
задачам
Бойля-Мариоттаи Гей-Люссака и уравнение
Клапейрона-Менделеева).
Расчеты
с
использованием
понятий:
1
Отчет по решенным
«массовая
доля»,
«объемная
доля»,
задачам
«мольная доля». Определение состава
газовых смесей по химическим формулам.
Растворы и смеси (5 часов)
1
Способы
выражения
концентрации
Отчет по решенным
растворов.
Понятие «доля» и ее
задачам
разновидности. Расчеты с использованием
понятия «массовая доля вещества в
растворе». Правило смешения.
1
Расчетно-практические
задачи
на
Отчет по решенным
приготовление
растворов
заданной
задачам
массовой доли растворенного вещества,
молярной концентрации, кристаллогидрата
и воды, смешение растворов.
1
Расчеты, связанные с переводом одного
Отчет по решенным
вида концентрации в другой. Смешивание
задачам
растворов, сопровождающееся химической
реакцией.
2
Растворимость
веществ.
Взаимосвязь
Отчет по решенным
понятий «растворимость» и «концентрация
задачам
растворов». Задачи на растворимость
веществ,
способных
образовывать
кристаллогидраты.
Основные закономерности протекания химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям(14часов)
Отчет по решенным
Расчеты по термохимическим уравнениям.
1
задачам
Дата
№
урока
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
№
урока
Тема
Задачи повышенного уровня сложности на
тему “Термохимия”(применение следствия
Закона Гесса).
Задачи на возможность протекания
химических реакций. Расчет энтальпии
реакции. Расчет изменения энтропии в
химическом процессе. Расчет изменения
энергии Гиббса реакции.
Скорость химической реакции. Химическое
равновесие. Использование метода
Составления таблиц при решении задач на
вычисление Кравн и состава исходных и
конечных концентраций компонентов
Равновесной системы
Вычисления степени диссоциации,
Константы диссоциации ,рН раствора
Реакции гидролиза солей. Совместный
гидролиз. Нестандартные и расчетные
задачи.
Качественные и расчетные задачи по теме
“Электролиз растворов и расплавов
электролитов”.
Расчеты объемных отношений газов при
химических реакциях
КолФорма контроля
во
часов
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
Отчет по решенным
задачам
1
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
Дата
1
Расчёты массы вещества или объема газов
Отчет по решенным
по известному количеству вещества,
задачам
массе или объёму одного из участвующих
в реакции веществ
Расчеты массы (объема, количества
2
Отчет по решенным
вещества) продукта реакции, если одно из
задачам
веществ дано в виде раствора со пределенной концентрацией(процентной, молярной)
Расчеты массы (объема, количества
1
Отчет по решенным
Вещества )продуктов реакции, если одно из
задачам
веществ дано в избытке (имеет примеси)
Вычисления по уравнениям, когда одно или
1
Отчет по решенным
несколько веществ взяты в избытке.
задачам
Расчеты массовой или объемной доли
1
Отчет по решенным
Выхода продукта реакции от теоретически
задачам
возможного
Комбинированные задачи высокого уровня сложности (9 часов)
Задачи на химические превращения с
участием смесей неорганических веществ.
Определение
количественного
состава
смеси, все
компоненты
которой
взаимодействуют с указанными реагентами
Тема
1
Колво
часов
Отчет по решенным
задачам
Форма контроля
Дата
26
27
28
29
30
Нахождение массовой доли продукта
реакции в растворе после реакции по
уравнению материального баланса.
Нахождение массовых долей растворённых
веществ, оставшихся реагентов в растворе
после реакции по уравнению материального
баланса
Нахождение массовой доли всех веществ в
растворе, оставшихся после реакции по
уравнению материального баланса
Определение состава продукта реакции
(задачи на «тип соли»)
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
1
Отчет по решенным
задачам
2
Отчет по решенным
задачам
31
32
2
Нахождение массы (или объема)вещества,
которую необходимо добавить, чтобы
массовая другого вещества уменьшилась
(увеличилась)доопределённого процента
Задачи контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии (2часа).
33
34
Выполнение заданий КИМ ЕГЭ по химии
Выпускников средних
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации прошлых лет
2