РП ООО Человек и общество (pdf.io)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Человек и общество»
для обучающихся 7 классов

Екатеринбург 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек о общество»
Рабочая программа учебного предмета «Человек и общество» составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль
в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет
позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного
общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек и общество»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими



социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом учебный предмет изучается в 7 классе. Общее количество
времени на год обучения составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и
патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе.
Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние
моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека.
Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность
правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли
права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия
заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой
договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая
ответственность.
Административные
проступки
и
административная
ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная
ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных
органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по
годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом

федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания
об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ
российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности,
в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и

оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые
при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
 осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие);
моральные нормы и их роль в жизни общества;
 приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
 классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
 сравнивать отдельные виды социальных норм;
 устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности
социальных норм;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям
социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным
нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
гуманизма, гражданственности, патриотизма;
 извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали,
проблеме морального выбора;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ,
-соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека;
 оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия
нормам морали;
 использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
 осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном
и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
правонарушениях и их опасности для личности и общества;
 характеризоватьправо, как регулятор общественных отношений, конституционные
права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской
Федерации;





















приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения,
и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической
ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры,
поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и
преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и
государства, между правовым поведением и культурой личности; между
особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической
ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в
обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и
противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным
поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм
как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные
ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и
обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о
правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию
из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты),
в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом
приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность
правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности
(в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;




самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Основы российского права
 осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях
права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и
членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном,
административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о
юридической
ответственности
(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
 характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского
права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной
стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных
правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
 приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые
правонарушения;
 классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды
правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе
устанавливать существенный признак классификации);
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя,
имущественные и личные неимущественные отношения;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и
работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей
и личных неимущественных отношений в семье;
 использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для
объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения
семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и
неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма,
терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
 определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых
отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям,
формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых
норм;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс
Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс
Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных
учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их
регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;











искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию
из адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической
ответственности несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни
для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и
защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках
изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1 Социальные ценности 2
0

1

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с
учетом
программы
воспитания

Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Духовнознания
о
социальных https://m.edsoo.ru/7f4170e4 нравственное
ценностях:
находить
воспитание
информацию
в
учебном
тексте, дополнять учебный
текст известными фактами.
Характеризовать
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности (в том числе защиту
человеческой жизни, прав и
свобод человека, гуманизм,
милосердие):
описывать
ситуации
конкретного
содержания.
Приводить
примеры гражданственности
и патриотизма: находить
соответствующие факты в
предоставленных
учителем
текстах и видеофрагментах,
привлекать
собственный
опыт.
Определять
и
аргументировать с точки
зрения социальных ценностей
свое отношение к явлениям
социальной

1.2

Социальные нормы

2

0

0

действительности: выражать
свое отношение к поступкам
людей
в
конкретных
ситуациях.
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая взаимодействие с
людьми другой культуры,
национальной и религиозной
принадлежности, на основе
гуманистических ценностей,
взаимопонимания
между
людьми
разных
культур:
выполнять учебные задания в
парах и группах. Основы
функциональной
грамотности:
глобальные
компетенции. Содействовать
формированию традиционных
российских социокультурных
и
духовно-нравственных
ценностей;
готовности
руководствоваться системой
позитивных
ценностных
ориентаций.
Выбирать
и
интерпретировать
информацию
различных
видов и форм представления
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Духовнознания о содержании и https://m.edsoo.ru/7f4170e4 нравственное
значении социальных норм,
воспитание
регулирующих
общественные
отношения:
различать
в
описании
жизненных
ситуаций
отдельные виды социальных
норм (в том числе традиции и
обычаи,
нормы
этикета,

религиозные
нормы).
Приводить
примеры
ситуаций,
регулируемых
различными
видами
социальных норм: отбирать
соответствующие ситуации на
основе
иллюстраций
и
описаний.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
(устного
и
письменного)
сущности
социальных
норм:
формулировать суждения и
приводить
аргументы
на
основе
предложенных
учителем социальных фактов.
Определять
и
аргументировать с опорой на
обществоведческие
знания,
факты общественной жизни и
личный социальный опыт
свое отношение к социальным
нормам
как
регуляторам
общественной
жизни
и
поведения
человека
в
обществе:
формулировать
суждения
на
основе
информации, предложенной
учителем.
Решать
познавательные
и
практические
задачи,
отражающие
действие
социальных
норм
как
регуляторов
общественной
жизни и поведения человека:
анализировать
жизненные
ситуации
и
принимать

1.3

Мораль и моральный 8
выбор.
Право
и
мораль

1

2

решения
относительно
осуществления
конкретных
действий
на
основе
социальных
норм.
Способствовать
осознанию
принятых в обществе правил
и
норм
поведения
и
готовности следовать им в
повседневной
жизни.
Выбирать,
анализировать,
интерпретировать
информацию,
представленную
в
предложенных
учителем
источниках
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о морали и праве: https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
читать и интерпретировать
информацию,
представленную
в
предложенных
учителем
источниках. Характеризовать
особенности моральных норм
и их роль в жизни общества:
называть признаки морали,
анализировать
типичные
социальные
ситуации
с
морально-нравственных
позиций,
показывать
с
помощью фактов социальной
действительности
регулирующую роль морали.
Искать
и
извлекать
информацию о принципах и
нормах морали, проблеме
морального выбора: находить
соответствующие сведения в

разных
адаптированных
источниках (в том числе
учебных
материалах)
и
публикациях
СМИ
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности при работе в
Интернете.
Анализировать,
обобщать, систематизировать,
оценивать
социальную
информацию
из
адаптированных источников
(в
том
числе
учебных
материалов) и публикаций
СМИ, соотносить ее с
собственными знаниями о
моральном
и
правовом
регулировании
поведении
человека: выполнять задание
к предложенному учителем
фрагменту.
Оценивать
собственные
поступки,
поведение людей с точки
рения их соответствия нормам
морали: выражать свою точку
зрения,
участвовать
в
дискуссии.
Овладевать
смысловым чтением текстов
обществоведческой тематики:
отбирать
информацию,
касающуюся
гуманизма,
гражданственности,
патриотизма,
из
предложенных
учителем
источников.
Основы
функциональной
грамотности:
читательская

грамотность.
Приводить
примеры
ситуаций
морального выбора: находить
соответствующие факты в
представленных
учителем
текстах
и
контекстных
задачах.
Классифицировать
социальные
нормы,
их
существенные признаки и
элементы: составлять таблицу
(схему). Сравнивать право и
мораль: устанавливать общее
и
различия,
заполнять
сравнительную
таблицу.
Устанавливать и объяснять
влияние социальных норм на
общество
и
человека:
описывать
взаимосвязь
морали и права с социальным
порядком и благополучием.
Используя
обществоведческие
знания,
формулировать выводы
о
роли права в обществе,
подкрепляя их аргументами:
аргументировано объяснять
значение права в жизни
человека,
общества
и
государства.
Использовать
полученные
знания
о
социальных
нормах
в
повседневной
жизни:
выполнять
проблемные
задания, индивидуальные и
групповые
проекты.
Самостоятельно
заполнять
форму
(в
том
числе

электронную):
составлять
простейший
документ
(заявление).
Содействовать
формированию
внутренней
позиции
личности.
Сопоставлять свои суждения
с
суждениями
других
участников
диалога,
обнаруживать различие и
сходство позиций.
Итого по разделу
12
1
3
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1 Правоотношения
3
0
1

Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о сущности права, https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
правовых
нормах:
анализировать текстовую и
аудиовизуальную
информацию, содержащуюся
в
учебном
тексте
и
предоставленных
учителем
источниках. Характеризовать
право
как
регулятор
социальных
отношений:
описывать
особенности
правовых норм. Приводить
примеры и моделировать
ситуации,
в
которых
возникают правоотношения, и
ситуации,
связанные
с
правонарушениями:
описывать
поступки
(поведение)
человека
(группы).
Сравнивать
правоспособность
и
дееспособность:
устанавливать основания для
сравнения,
отбирать

приведенные
в
тексте
описания. Устанавливать и
объяснять
взаимосвязи,
включая
взаимодействия
гражданина и государства,
между правовым поведением
и
культурой
личности:
описывать
правовое
поведение как показатель
культуры
личности.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
сущности права, роли права в
обществе:
формулировать
суждения
на
основе
социальных
фактов.
Определять
и
аргументировать с опорой на
обществоведческие
знания,
факты общественной жизни и
личный социальный опыт
свое отношение к роли
правовых
норм
как
регуляторов
общественной
жизни и поведения человека:
выражать свое отношение к
поступкам
людей
в
конкретных
ситуациях,
регулируемых
правовыми
нормами,
аргументировано
объяснять роль правовой
оценки поведения человека.
Основы
функциональной
грамотности:
глобальные
компетенции.
Искать
и
извлекать информацию о
сущности права и значении

правовых норм, о правовой
культуре:
находить
соответствующие факты в
разных
адаптированных
источниках (в том числе в
учебных
материалах)
и
публикациях
СМИ
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности при работе в
Интернете. Функциональная
грамотность.
Оценивать
собственные
поступки
и
поведение других людей с
точки зрения их соответствия
правовым нормам: выражать
свою
точку
зрения
на
поведение
людей
в
социальных ситуациях, в
которых
отношения
регулируются нормами права.
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми
другой
культуры,
национальной и религиозной
принадлежности, на основе
национальных
ценностей
современного
российского
общества: гуманистических и
демократических ценностей,
идей
мира
и
взаимопонимания
между
народами, людьми разных
культур: выполнять учебные
задания в парах и группах.
Основы
функциональной

2.2

Правонарушения и их 2
опасность
для
личности и общества

0

0

грамотности:
глобальные
компетенции. Способствовать
формированию
правовой
культуры
личности,
саморегуляции на основе
соблюдения
норм
права.
Самостоятельно
выбирать
способ решения учебной
задачи (при моделировании
ситуаций,
связанных
с
возникновением
правоотношений)
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о правонарушениях и https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
их опасности для личности и
общества:
анализировать
текстовую и аудиовизуальную
информацию, содержащуюся
в
учебном
тексте
и
предоставленных
учителем
источниках.
Приводить
примеры,
связанные
с
правонарушениями
и
наступлением юридической
ответственности:
моделировать
ситуации,
раскрывающие
опасность
правонарушений
для
личности
и
общества.
Сравнивать
проступок
и
преступление:
отбирать
приведенные
в
тексте
описания,
называть
особенности, устанавливать
основания
сравнения.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения

2.3

Защита прав и свобод 2
человека
и
гражданина

0

2

необходимости правомерного
поведения,
включая
налоговое
поведение;
различий
между
правомерным
и
противоправным поведением:
формулировать суждения на
основе социальных фактов.
Решать в рамках изученного
материала познавательные и
практические
задачи,
связанные
с
социальной
опасностью правонарушений:
анализировать
жизненные
ситуации
и
принимать
решения
относительно
осуществления
конкретных
действий.
Формировать
готовность руководствоваться
нормами
права.
Самостоятельно
формулировать обобщения и
выводы
при
решении
познавательных
и
практических задач
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о правовом статусе https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
гражданина
Российской
Федерации (в том числе
несовершеннолетнего):
анализировать
содержание
учебных
текстов
и
предоставленных
учителем
источников. Характеризовать
конституционные права и
обязанности
гражданина
Российской Федерации, права

ребенка
в
Российской
Федерации на основе учебных
текстов: описывать ситуации
проявления.
Приводить
примеры способов защиты
прав ребенка в Российской
Федерации:
находить
соответствующие факты в
предоставленных
учителем
источниках.
Овладевать
смысловым чтением текстов
обществоведческой тематики:
отбирать информацию из
фрагментов
Конституции
Российской Федерации, из
предложенных
учителем
источников о правах и
обязанностях
граждан,
гарантиях и защите прав и
свобод человека и гражданина
в Российской Федерации, о
правах ребенка и способах их
защиты;
преобразовывать
текстовую информацию о
правах ребенка в таблицу
(схему).
Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность.
Искать
и
извлекать информацию о
гарантиях и защите прав и
свобод человека и гражданина
в Российской Федерации:
находить
соответствующие
факты в учебных материалах,
предложенных
учителем.
Систематизировать

информацию
о
правах
ребенка: составлять план
(схему), заполнять таблицу.
Использовать
полученные
знания о праве и правовых
нормах
в
практической
деятельности, в повседневной
жизни
для
осознанного
выполнения
гражданских
обязанностей, для реализации
и защиты прав человека и
гражданина:
выполнять
проблемные
задания,
индивидуальные и групповые
проекты.
Самостоятельно
заполнять форму (в том числе
электронную):
составлять
простейший документ при
получении
паспорта
гражданина
Российской
Федерации.
Формировать
внутреннюю
позицию
личности
как
особого
ценностного отношения к
себе, окружающим людям и
жизни
в
целом.
Самостоятельно
формулировать обобщения и
выводы
при
решении
познавательных
и
практических задач
Итого по разделу
7
0
Раздел 3. Основы российского права
3.1 Как
устроено 1
0
российское право

3
1

Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания
о
Конституции https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
Российской
Федерации,
других
нормативных

правовых актах; об отраслях
права; о правовых нормах,
регулирующих типичные для
несовершеннолетнего
и
членов
его
семьи
общественные отношения (в
гражданском,
трудовом,
семейном, административном,
уголовном праве): находить
информацию
в
учебном
тексте, дополнять учебный
текст известными фактами.
Характеризовать особую роль
Конституции
Российской
Федерации
в
системе
российского права: отбирать
значимые
признаки
для
характеристики. Приводить
примеры
законов
и
подзаконных актов: находить
соответствующие сведения в
предоставленных
учителем
источниках. Сравнивать (в
том числе устанавливать
основания для сравнения)
сферы
регулирования
различных отраслей права
(гражданского,
трудового,
семейного,
административного,
уголовного):
отбирать
описания,
называть
особенности.
Классифицировать по разным
основаниям нормы права,
выделяя их существенные
признаки:
устанавливать

основания
классификации,
составлять таблицу (схему).
Решать познавательные и
практические
задачи,
отражающие
типичные
взаимодействия,
регулируемые
нормами
гражданского,
трудового,
семейного,
административного
и
уголовного права: находить
соответствующие факты в
разных
адаптированных
источниках (в том числе
учебных
материалах)
и
публикациях
СМИ
с
соблюдением
информационной
безопасности при работе в
Интернете.
Анализировать
социальную информацию и
соотносить ее с собственными
знаниями
о
правовом
регулировании
поведения
человека:
анализировать
социальные ситуации с точки
зрения применения правовых
норм
гражданского,
трудового,
семейного,
административного
и
уголовного
права.
Формировать
внутреннюю
позицию
личности
как
особого
ценностного
отношения
к
себе,
окружающим людям и жизни
в
целом.
Выявлять
и

3.2

Основы гражданского 2
права

0

1

характеризовать
существенные
признаки
объектов
(явления);
устанавливать существенный
признак
классификации,
основания для обобщения и
сравнения,
критерии
проводимого анализа
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о правовых нормах, https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и его
семьи
общественные
отношения в гражданском
праве: находить информацию
в учебном тексте, дополнять
учебный текст известными
фактами.
Характеризовать
гражданское право: называть
субъектов
гражданских
правоотношений; различать
имущественные и личные
неимущественные
права;
называть
обязанности,
вытекающие
из
права
собственности.
Приводить
примеры реализации права
собственности: моделировать
социальные
ситуации,
связанные с договором куплипродажи
и
правами
потребителей.
Сравнивать
имущественные и личные
неимущественные отношения,
дееспособность малолетних в
возрасте 6 – 14 лет и
несовершеннолетних
в

возрасте 14 – 18 лет:
составлять
таблицу.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
взаимосвязи
гражданской
правоспособности
и
дееспособности:
формулировать суждения на
основе социальных фактов.
Решать в рамках изученного
материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
типичные
взаимодействия,
регулируемые гражданским
правом:
анализировать
социальные
ситуации,
в
которых требуется привлечь
знания о правах потребителей
и договорах купли-продажи, в
том
числе
с
участием
несовершеннолетних,
определять
правомерные
модели
поведения.
Овладевать
смысловым
чтением:
отбирать
информацию из фрагментов
Гражданского
кодекса
о
дееспособности
несовершеннолетних
и
малолетних.
Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность. Извлекать из
учебных текстов информацию
о правах потребителя и
способах
их
защиты:

3.3

Основы
права

семейного 2

0

1

проводить поиск и отбор
социальной информации из
адаптированных источников,
предоставленных учителем.
Оценивать
собственные
поступки и поведение других
людей с точки зрения их
соответствия
нормам
гражданского
права:
выражать свою точку зрения,
отвечать
на
вопросы,
участвовать в обсуждении,
организованном
учителем.
Формировать мотивацию к
целенаправленной социально
значимой деятельности. С
учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и
противоречия
в
рассматриваемых
фактах,
данных
и
наблюдениях;
предлагать критерии для
выявления закономерностей и
противоречий
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК
знания о правовых нормах, https://m.edsoo.ru/7f4170e4
регулирующих типичные для
несовершеннолетнего
и
членов
его
семьи
общественные отношения в
семейном праве: называть
условия заключения брака в
Российской Федерации, права
и обязанности детей и
родителей, способы защиты
прав детей, оставшихся без
попечения
родителей.

Гражданское
воспитание
Духовнонравственное
воспитание

Характеризовать
семейные
правоотношения: определять
участников, описывать их
права.
Устанавливать
и
объяснять взаимосвязи прав и
обязанностей членов семьи,
традиционных
российских
ценностей
и
личных
неимущественных отношений
в
семье:
исследовать
практические
ситуации.
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
значения семьи в жизни
человека,
общества
и
государства, для осмысления
личного социального опыта
исполнения
социальных
ролей в семье: формулировать
суждения
на
основе
социальных фактов. С опорой
на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и
личный социальный опыт
определять и аргументировать
с точки зрения семейных
ценностей и правовых норм
свое отношение к семейным
обязанностям, к отношениям
в семье: выражать свое
отношение
к
поступкам
людей
в
конкретных
ситуациях.
Извлекать
и
анализировать
правовую
информацию об условиях
заключения
брака
в
Российской Федерации, о

личных неимущественных и
имущественных отношениях
в
семье:
находить
соответствующие сведения о
фрагментах
Семейного
кодекса
РФ.
Оценивать
социальную информацию с
опорой на знания о семейных
правоотношениях,
факты
общественной
жизни
и
личный социальный опыт,
формулировать
аргументированные выводы о
важности семьи в жизни
человека,
общества
и
государства:
выполнять
задания к предложенным
учителем
фрагментам.
Оценивать
собственные
поступки и поведение других
людей с точки зрения их
соответствия
нормам
семейного права: выражать
свою точку зрения, отвечать
на вопросы, участвовать в
обсуждении.
Использовать
полученные знания о нормах
семейного
права
в
повседневной
жизни
для
осознанного
выполнения
социальной роли члена семьи:
выполнять проектные задания
(индивидуально и в группе).
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми
другой
культуры,

3.4

Основы
права

трудового 2

0

1

национальной и религиозной
принадлежности, на основе
гуманистических
и
демократических ценностей,
идей
мира
и
взаимопонимания
между
народами, людьми разных
культур: выполнять учебные
задания в парах и группах,
исследовательские проекты
по предложенной учителем
проблеме.
Основы
функциональной
грамотности:
глобальные
компетенции. Формировать
мотивацию
к
целенаправленной социально
значимой деятельности в
семье.
Использовать
в
учебной, познавательной и
социальной
практике
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о правовых нормах, https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
регулирующие типичные для
несовершеннолетнего
и
членов
его
семьи
общественные отношения в
трудовом
праве,
о
содержании, заключении и
прекращении
трудового
договора, о защите прав
несовершеннолетних
работников:
находить
информацию
в
учебном
тексте, дополнять учебный

текст известными фактами.
Характеризовать права и
обязанности работника и
работодателя,
особенности
участия
в
трудовых
отношениях
несовершеннолетних:
описывать
особенности
заключения
трудового
договора,
регулирование
трудовых
отношений
с
несовершеннолетними.
Устанавливать и объяснять
взаимосвязи
трудовых
правоотношений,
прав
и
обязанностей работника и
работодателя:
исследовать
практические
ситуации.
Определять
и
аргументировать
свое
отношение к защите прав
участников
трудовых
отношений с опорой на
знания в области трудового
права:
формулировать
выводы о недопустимости
нарушения правовых норм,
используя нормы трудового
права,
аргументированно
объяснять,
как
они
обеспечивают защиту прав
работника и работодателя.
Решать
познавательные
задачи,
отражающие
правовые
отношения
работника и работодателя,
связанные
с
рабочим

временем и временем отдыха,
с
заключением
и
прекращением
трудового
договора, в том числе и с
несовершеннолетним:
анализировать
позиции
участников,
определять
конструктивные
модели
поведения.
Овладевать
смысловым чтением текстов
обществоведческой тематики:
отбирать информацию из
фрагментов
Трудового
кодекса
о
содержании,
заключении и прекращении
трудового договора, о защите
прав
несовершеннолетних
работников.
Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность.
Искать
и
извлекать информацию по
правовой тематике в сфере
трудового права: находить
соответствующие факты в
разных
адаптированных
источниках (в том числе
учебных
материалах)
и
публикациях
СМИ
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности при работе в
Интернете.
Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность.
Приобретать
опыт составления простейших

3.5

Виды юридической 2
ответственности

0

1

документов:
составлять
заявление о приеме на работу,
резюме.
Формировать
внутреннюю
позицию
личности
как
особо
ценностного отношения к
себе, окружающим людям и
жизни в целом. Выявлять
причинно-следственные связи
при изучении явлений и
процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о
взаимосвязях
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания
о
юридической https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
ответственности (гражданскоправовой, дисциплинарной,
административной,
уголовной), об обеспечении
безопасности
личности,
общества и государства, в том
числе защиты от терроризма и
экстремизма; о защите прав
несовершеннолетних.
Характеризовать
виды
правонарушений
и
виды
наказаний. Классифицировать
виды
юридической
ответственности по отраслям
права и виды наказаний.
Использовать
знания
о
юридической ответственности
по отраслям права и виды

наказаний.
Использовать
знания
о
юридической
ответственности
и
видах
наказания для объяснения
социальной
опасности
и
неприемлемости уголовных и
административных
правонарушений,
экстремизма, терроризма и
коррупции, и необходимости
противостоять
им.
Определять
и
аргументировать
свое
отношение
к
правонарушениям,
формулировать выводы о
недопустимости нарушения
правовых норм. Овладевать
смысловым чтением текстов
обществоведческой тематики:
отбирать информацию из
фрагментов
Кодекса
об
административных
правонарушениях
и
Уголовного
кодекса
об
уголовной
и
административной
ответственности
и
видах
наказаний, об особенностях
юридической ответственности
несовершеннолетних. Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность. Анализировать
информацию
из
адаптированных источников о
применении наказаний за

совершенные
правонарушения;
систематизировать
информацию о юридической
ответственности (в том числе
несовершеннолетних)
в
форме
плана.
Оценивать
собственные
поступки
и
поведение других людей с
точки зрения их соответствия
нормам административного и
уголовного права: выражать
свою
точку
зрения,
участвовать в обсуждении.
Использовать
полученные
знания
о
нормах
административного
и
уголовного
права
в
практической деятельности, в
повседневной
жизни
для
осознанного
правомерного
поведения:
выполнять
проблемные
задания,
индивидуальные и групповые
проекты.
Формировать
правовую
культуру,
готовность руководствоваться
нормами
права.
Анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать
информацию
из
адаптированных источников о
правовых
нормах,
определяющих юридическую
ответственность
человека,
соотносить
виды

3.6

Правоохранительные 3
органы в Российской
Федерации

0

правонарушений и наказания
Осваивать
и
применять Библиотека
ЦОК Гражданское
знания о правоохранительных https://m.edsoo.ru/7f4170e4 воспитание
органах,
их
роли
в
обеспечении
безопасности
личности,
общества
и
государства, в том числе
защита от терроризма и
экстремизма:
называть
правоохранительные органы и
объяснять
их
функции.
Характеризовать
роль
правоохранительных органов
в
защите
правопорядка,
обеспечении
социальной
стабильности
и
справедливости:
формулировать
соответствующие суждения и
аргументы в письменной
форме. Извлекать социальную
информацию по правовой
тематике:
преобразовывать
текстовую информацию о
правоохранительных органах
в таблицу (схему). Основы
функциональной
грамотности:
читательская
грамотность.
Использовать
полученные
знания
о
способах
защиты
прав
человека:
анализировать
ситуации,
связанные
с
защитой и реализацией прав и
свобод
человека,
и
определять,
в
какой
правоохранительный орган в

каждом конкретном случае
необходимо
обратиться.
Формировать
внутреннюю
позицию
личности
как
особого
ценностного
отношения
к
себе,
окружающим людям и жизни
в целом. Самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации
и
иллюстрировать
решаемые
задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой
и их комбинациями
Итого по разделу
12
Защита проектов, итоговое 3
повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0
1

0

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем
Социальные ценности
Гражданственность и патриотизм
Социальные нормы
Социальные нормы
Нормы и принципы морали
Нормы и принципы морали
Нравственные чувства человека. Совесть и стыд
Моральный выбор и моральная оценка
Влияние моральных норм на общество и человека

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
11
Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"
12
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"
13
Правоотношения и их особенности. Правовые нормы
14
Правомерное поведение
15
Правовая культура личности
16
Правонарушение и юридическая ответственность
17
Правонарушение и юридическая ответственность
18
Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации
19
Права ребёнка и возможности их защиты
20
Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права
21
Основы гражданского права
22
Основы гражданского права
23
Основы семейного права
24
Основы семейного права
25
Основы трудового права
26
Основы трудового права
27
Виды юридической ответственности
28
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
29
Правоохранительные органы в Российской Федерации
30
Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"
31
Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права"
32
Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации"
33
Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних"
34
Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».