МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 83
МАОУ СОШ № 83
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 5 – 6 классов
Екатеринбург
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:
предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету;
позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности,
что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к
предмету;
рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления
обучающихся;
создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей
на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной
деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах
внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать
больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи
«потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная
и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают
решить задачи:
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе
является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых
умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения
или в среднеспециальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных
умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на
формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч.
функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Арифметические операции с целыми числами.
Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
Решение уравнений.
Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
Нахождение части числа и числа по его части.
Решение задач на проценты.
Решение заданий на вычисление и построение на местности.
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
Решение задач разных типов.
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
6 КЛАСС
Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными и десятичными
дробями;
Нахождение части числа и числа по его части;
Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
Модуль числа;
Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел;
Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и
смешанными числами;
Несложные логические задачи;
Задачи на проценты, задачи практического содержания;
Геометрические представления при решении практических задач;
Геометрические построения;
Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения;
Решение задач функциональной математической грамотности;
Решение заданий, вариантов ВПР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической
науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития
цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные
рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и
данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей
объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения,
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы,
обобщать мнения нескольких людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных
трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».
2) Оперировать понятием «десятичная дробь».
3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении
вычислений.
5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины,
выделять эти величины и отношения между ними.
6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении
вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов
рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий.
7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом
рассуждений.
8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.
11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной грамотности
школьников).
6 класс
1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и
смешанными числами.
9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить
пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
11) Применять геометрические представления при решении практических задач, а также
на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.
13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной математической
грамотности школьников).
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 КЛАСС
№п/
п
Тема урока
Арифметические
операции с целыми
числами. Решение
задач
функциональной
математической
грамотности
Чтение и
преобразование
информации,
представленной в
виде таблиц,
графиков
Решение уравнений.
Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Решение задач разных
типов (на покупки,
работу, движение)
Обыкновенные
дроби. Арифметическ
ие операции с
КоличестЭлектронные
во часов,
отводимы учебно-методические материалы
х на
освоение
темы
3
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce
3
3
3
2
Банк заданий Института стратегии
развития
образования: http://skiv.instrao.ru/ba
nk-zadaniy/matematicheskayagramotnost/
Дата
проведени
я
Пла Фак
н
т
дробными числами
Десятичные
дроби. Арифметическ
ие операции с
дробными числами
Нахождение части
числа и числа по его
части. Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Решение задач на
проценты
Решение заданий на
вычисление и
построение на
местности
Решение заданий на
прямоугольный
параллелепипед, куб,
шар
Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Решение задач разных
типов
Решение вариантов
ВПР
ИТОГО
2
2
2
2
2
2
4
4
34
6 КЛАСС
№ п/
п
Тема урока
Арифметические
действия с
обыкновенными и
десятичными
дробями. Решение
задач функциональной
математической
грамотности
Нахождение части
КолЭлектронные
во
учебно-методические материалы
часов
2 Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736
2
Банк заданий Института стратегии
развития
образования: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Дата
План Факт
числа и числа по его
части. Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Оценивание размеров
реальных объектов
окружающего мира
Извлечение
информации,
представленной в
таблицах, на
диаграммах
Модуль
числа. Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Сравнение
обыкновенных дробей,
десятичных дробей и
смешанных чисел
Нахождение значения
арифметического
выражения с
обыкновенными
дробями и
смешанными числами
Арифметические
действия с
положительными и
отрицательными
числами
Несложные
логические
задачи. Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Задачи на проценты,
задачи практического
содержания
Геометрические
представления при
решении практических
задач
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Геометрические
построения
2
Задачи на логическое
мышление, умение
проводить
математические
рассуждения
Решение задач
функциональной
математической
грамотности
Решение вариантов
ВПР
ИТОГО
2
4
4
34
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.,
Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Математика (в 2 частях), 6 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.,
Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика: 5—6-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной
линии учебников по математике Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и др. —
2-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 64 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a3432e
ЯКласс https://www.yaklass.ru/
Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/