РП ООО ОПРПЗ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования Свердловской области‌‌
‌Департамент образования Администрации города Екатеринбурга‌
МАОУ СОШ № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ««Организация поиска решения планиметрических задач»
для обучающихся 9 классов

г. Екатеринбург‌
2025

Рабочая программа по учебному предмету «Организация поиска решения планиметрических задач» 9 класс
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации деятельности с обучающихся, которая реализует возможность использовать
потенциал геометрии для развития детей. Конструктивные особенности программы обусловлены тем, что геометрическая деятельность
обучающихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания
вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к
абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей.
Программа даёт возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий,
идей, методов. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает
разностороннюю систему курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие обучающихся.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Математическое образование в системе основного
общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями
в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности,
геометрия здесь занимает не последнее место.
Цель программы: создание запаса геометрических представлений, решение задач по планиметрии в дальнейшем должны обеспечить основу
для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей обучающихся; развитие их
творческих способностей.
Задачи программы:
-развитие логического мышления и интуиции обучающихся их пространственным опытом.
-учить грамотной математической речи, добывать и грамотно обрабатывать информацию, умению обобщать и делать выводы;
-умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
Программа включает три раздела:
1. Планируемые результаты освоения курса организация поиска решения планиметрических задач.
2. Содержание курса организация поиска решения планиметрических задач.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и
познанию;
2) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
3) Первоначальное представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
4) Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
5) Формирование способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.
Метапредметные:
1) Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
2) Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять
цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить способы работы; умения работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) Формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
4) Развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
5) Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) Приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимания идеи измерения длин,
площадей, объёмов;
2) Усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур, приобретения навыков их изображения;
умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
3) Знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры.
Ученик научится:
1) Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) Распознавать на чертежах свойства геометрических фигур;
3) Вычислять объём.
Ученик получит возможность научиться:
1) Вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;
2) Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
2. Содержание предмета
Программа состоит условно из 4-х блоков, содержание которых можно охарактеризовать словами «форма, фигура, свойства, признаки».
Первый и второй блоки включают в себя темы четырехугольник: прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция, их свойства и
площади; а также правильные многоугольники и их построение. Затем темы, связанные с окружность и кругом, осевая и центральная
симметрия. Третий и четвертый блок включают различные теоремы, соотношения, свойства и признаки. Теорема Пифагора, теорема Фалеса,
теорма о пропорциональных отрезках, теорема синусов, теорема косинусов, решение треугольников, решение прямоугольных треугольников,
метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, тригонометрические функции и т.д.
Соединение различных взглядов на геометрию позволяет включать в деятельность элементы, обеспечивающие постепенный переход от
первоначальной интуитивной основы к различным логическим конструкциям.
Задачи практического характера по всем основным видам начальных сведений геометрии. При выполнении упражнений курса,
происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся, что в свою очередь приводит к эффективному запоминанию определений,
свойств, признаков изучаемых фигур. Курс представляет собой набор задач трех уровней в виде таблиц, чертежей, которые соответствуют
действующей программе геометрии (планиметрии).
По предмету выбран учебник Геометрия 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б.
Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, – 208 с. : ил. Учебник полностью соответствует содержанию курса предмета.

«Организация поиска решения планиметрических задач» 9 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)

№

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Четырёхугольник и его элементы

1

2.

Площадь многоугольника, равновеликие многоугольники

1

3.

Правильные многоугольники

1

4.

Построение правильных многоугольников

1

5.

Площадь прямоугольника и квадрата

1

6.

Параллелограмм, его свойства и площадь

1

7.

Площадь ромба и трапеции

1

8.

Длина окружности

1

9.

Площадь круга

1

10.

Описанная окружность четырёхугольника

1

11.

Описанная окружность четырёхугольника

1

12.

Вписанная окружность четырёхугольника

1

13.

Вписанная окружность четырёхугольника

1

14.

Осевая симметрия

1

15.

Центральная симметрия. Поворот

1

16.

Теорема о пересечении высот треугольника

1

17.

Построение треугольника по трем элементам

1

18.

Теорема Пифагора

1

19.

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

20.

Формулы для нахождения площади треугольника

1

21.

Метрические соотношения в треугольнике

1

22.

Метрические соотношения в треугольнике

1

23.

Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике

1

24.

Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике

1

25.

Значение тригонометрических функции для углов 30, 45 и 60

1

26.

Решение прямоугольных треугольников

1

27.

Решение прямоугольных треугольников

1

28.

Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0 до 180

1

29.

Теорема синусов

1

30.

Теорема косинусов

1

31.

Решение треугольников

1

32.

Теорема Фалеса

1

33.

Теорема о пропорциональных отрезках

1

34.

Теорема Менелая

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».