Будем в школе мы учиться обязательно на «5»!
24.11.2020
Школьная жизнь сегодня
немыслима без отметок. Как нужно к ним относиться? Зададим себе вопрос: что
такое «отметка»?
Школьные отметки
появились во времена царствования Николая Первого. Русский царь Николай I образцовым
государством почитал Пруссию и от Бисмарка был без ума. Он и ввел в российских
гимназиях в начале XIX века пятибалльную отметочную систему.
С крушением старой
гимназической системы в двадцатые годы прошлого века отказались от такого
принципа оценивания знаний.
Несмотря на то, что
отметочная система считалась крайне несовершенной, советская школа тридцатых
годов к ней вернулась – именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера.
Ну, и простоты. И вот, за полтора столетия (с небольшим перерывом) к
отметкам привыкли. Сделали ихнепременным атрибутом школьной жизни. Сколько ни
призывали педагоги перестроечной эпохи к отказу от двоек и пятерок, к
разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей – все
безуспешно: натолкнулись на стену непонимания — как со стороны чиновников, так
и со стороны родителей. Это было обидно, но объяснимо: родители боялись
потерять привычные ориентиры отслеживания учебы ребенка. А «1-2-3-4-5» — как
сигналы светофора: «2» — беремся за кнут, иногда — в переносном, а случается —
и в прямом смысле, «5» — дарим «пряник» в виде желанных покупок или
удовольствий.
Оценка нетождественна
отметке:
оценка — это процесс
оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно формальное
отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме
развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала
разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает
наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и
старания школьника. И только затем, как вывод из сказанного, называет
заслуженную отметку.
Как правило, в
школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая
развернутых комментариев к ней. И поэтому, содержательная связь между
результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой часто
остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера
получил «пятерку», а сегодня — «тройку». Ситуация осложняется еще и тем, что
родители также не разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством
выполнения учебного задания. Сами то они, как правило, понимают, почему работа
оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Выходит,
что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом
посредством отметок, используя их в качестве некоторой
(своеобразной) обратной связи, однако потребности и интересы школьника
при этом не учитываются.
Без помощи взрослых ребенок в начальной школе не может еще верно выделить
критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего
содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в
«школьного идола», о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной
жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для
одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный,
неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого
тиранит, — детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость
оценки от своего труда, от личных усилий — для него это пока непостижимо. Он
старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно
привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Но отметка — всего лишь
формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Тройка тройке рознь.
И пятерки разные
бывают. Как учителю иной раз хочется поставить за работу не просто 3, а 3,9 или
4,5! Но такими тонкими оттенками арсенал пятибалльной системы не располагает.
Поэтому разговоры об успехах в учебе не должны ограничиваться формальными
результатами. Ведь важны и качество знаний, и затраченные на выполнение задания
усилия, и интерес к тому или иному предмету.
Получение отметок
связано для школьника с еще одной трудностью, которую родители должны очень
хорошо осознавать, а, осознав, постараться предотвратить ее появление.
Трудность эта состоит в том, что родители часто, вольно или невольно
выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от
отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не
очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Связывая свое
отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют
их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной
самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе,
мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо
помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и
умения школьника, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении
новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учебе
определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера
родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему
реальную помощь в учебе.
Перед школой, провожая детей в «новую жизнь», взрослые напутствуют их
мудрыми, как им кажется, словами: учитесь хорошо! На одни пятерки. Для верности
еще несколько раз переспрашивают:
- Как вы будете
учиться, дети?
- Хорошо! – отвечают
они радостно на выпускном празднике в детском саду. – На четыре и на пять!
- А двойке в своих тетрадках разрешите хозяйничать?
—
Нет! — уверены дети.
—
Вот молодцы! — Так держать!
И дети вслед за ведущим
чистыми, звонкими голосами «клянутся»:
-« Лишь хорошие
отметки
Обещаем получать!
- Обещаем мы
учиться
На четыре и на пять!»
Все присутствующие в
момент «клятвы» свято верят: сказанные слова в будущем послужат детям
«спасительным амулетом». Хотя знают же, знают, что это далеко не так.
И навязанные детям
невыполнимые обещания — самая настоящая «словесная диверсия» против их
психического здоровья. Совсем не все будет им удаваться, по крайней мере, легко
и просто. И в один прекрасный день двойка проберется - таки к ним в тетрадки. И
совсем не по злому умыслу ребенка. Так зачем же заранее обрекать его на то,
чтобы он чувствовал себя клятвопреступником?
Не стоит
понапрасну тешить родительское самолюбие. В течение периода дошкольного детства
родителей учили принимать своего ребенка, делать так, чтобы малыш воспринимал
семью как психологический тыл. Теперь, в качестве школьника, он будет нуждаться
в таком тыле не меньше, а больше, чем в период дошкольного детства.
При жестких установках
родителей исключительно на хорошие отметки вместо спокойного отношения к
поставленным учебным задачам, вместо желания добросовестно выполнять задания и
узнавать что-то новое ребенок оказывается в состоянии нездоровой конкуренции,
постоянно сравнивая свои успехи с успехами окружающих. И часто, что бы не
навлечь на себя гнев родителей за неудовлетворительную отметку, просит
учителя о повышении балла, лишь бы не выйти за рамки того пагубного
образа, который внушен бабушкой или чрезмерно честолюбивой мамой.
Таких детей в школе не
любят, считают их выскочками и подлизами. А ведь социальный статус ребенка, его
отношения с одноклассниками не менее важны для его нормальной жизни, чем
хорошие оценки!
Для того, чтобы быть
отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо
обладать еще рядом специфических качеств. Школа – это не только «храм знаний»,
но и дисциплинарный институт. Здесь, в первую очередь, надо сидеть и слушать.
Слушаться. Старательной девочке с красивым почерком, которая ловит каждое слово
учителя, понимает, что от нее ждут, и готовая с удовольствием выполнять все
требования, гораздо легче стать отличницей в первом классе, чем заводному
мальчишке, который ненавидит писать.
Его голова забита
роботами, конструкторами и футболом. По сравнению с ними, правила русской
орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не значит,
что ребенок неуспешен и ничего из него не выйдет. Возможно, в старших классах,
где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности
детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям
ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету,
демонстрирует глубокое понимание сложнейшей проблематики, по окончании школы
поступает в престижный ВУЗ и становится ученым.
А может возникнуть ситуация, когда главные способности
ребенка лежат в сфере, не контролируемой общеобразовательной школой: музыка,
театр, изобразительная деятельность, инженерное моделирование, робототехника,
спорт, т. д.
Тогда будущее школьника
определится именно в этих сферах, сюда должны быть направлены основные силы в
обучении. И тогда уж ему точно нет необходимости быть отличником. Неплохо, но
не обязательно.
Подводя итоги, скажем: отношение к
отметкам должно быть рабочим. Да, для родителей они являются опознавательными
знаками учебных успехов, но не приговором в последней инстанции относительно
дальнейшей судьбы конкретного мальчика или конкретной девочки. Такой приговор
своим детям выносят сами родители. Своим детям и своим отношениям с ними.
Иной родитель,
наткнувшись на несколько двоек подряд в тетрадке по математике, торопится
сделать вывод: «Мой ребенок гуманитарий, потому что математика ему не дается».
Вряд ли это правильно выстроенная причинно - следственная связь. Пушкин стал
Пушкиным не потому, что ему не давалась математика, а потому, что он писал
стихи.
Самое важное - помочь
маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. И
никогда не наказывайте его запретом посещать любимый кружок или
секцию, если он получил двойку или тройку. Лучший способ попытаться перекрыть
неприятные ощущения от не удовлетворяющих вас отметок — это сделать предметом
своей заботы развитие ребенка, его интересы, его чтение. Помогать в учебе тоже
нужно, но не агрессивно.
Мудрый человек и
замечательный поэт Валентин Берестов написал:
«А дети читают,
А дети
мечтают,
И даже их
папы и мамы не знают,
Кем
станут, кем вырастут дети!»
Это очень важно
помнить родителям детей, начинающих школьную жизнь.
Материал подготовила педагог – психолог Антонова В. Г.
Литература:
1.
Аромштам М. «Когда я стану школьником», «Дошкольное образование», № 10, 2009
2. Данилова Е.
«Взаимодействие психолога с родителями младших школьников», «Вестник психологии
образования» № 3, 2008
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2020
Дата обновления: 24.11.2020
Дата публикации: 24.11.2020