МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 83
Рабочая программа
Учебного предмета
«Теория и практика написания сочинения»
для обучающихся 11 класса
г. Екатеринбург
2025 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая система учебного предмета «Теория и практика написания сочинения» формирует у учащихся практические умения
и навыки написания сочинения – рассуждения, развивает их творческое мышление интеллектуальные способности, связанные с анализом
текста и созданием собственного высказывания. Разнообразные виды деятельности носят обучающий характер, что помогает овладеть
ученику комплексом знаний, необходимых для написания сочинения – рассуждения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность
высказать то, что тревожит и волнует. Предлагаемая программа будет полезна любому выпускнику школы.
Программа «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса изучается в объеме 35 часов в год (1 час в неделю) на основании
учебного плана МАОУ СОШ № 83.
Структура программы содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по
допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной
частью всего экзамена. Данные сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
выражение собственного мнения;
употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
уровень критического мышления;
владение языковыми тропами;
развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.
В связи с этим для учащихся 11 классов введен курс «Теория и практика написания сочинений».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно
возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению
трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи
(на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой,
искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельноПодготовка к написанию
итогового выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов
разной жанровой принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений
разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и
фактами.
Задачами курса являются:
совершенствование навыков выражать собственное мнение;
формирование умений следить за логикой высказывания;
формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
развитие исследовательских навыков;
формирование умений строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей;
развить умение использовать языковые тропы.
Содержание программы курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего
общего образования
Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения
обучающимися программы курса, тематическое планирование, содержание курса.
Элементы программы курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский
язык, литература, риторика).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность
разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Теория и практика написания сочинений».
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ № 83 отражают сформированность
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений :
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения.
Предметные результаты:
- составление текста, связанного с особенностями публицистического и художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в
печатном и электронном вариантах. Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации
материала по выбранной учениками теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления.
Таким образом, данный предмет помогает поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжать
обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений
выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных
цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определенные положения докладчика, способствует комплексному
совершенствованию всех видов речевой деятельности.
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков,
способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную
деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно
поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор видов чтения в соответствии с
поставленной целью; оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений; следование этическим
нормам и правилам ведения диалога.
Рабочая программа по предмету «Теория и практика написания сочинения», 11 класс
( 1 час в неделю, всего 35 часов)
Календарно-тематическое планирование, 11 класс
Дата
(неделя,
четверть)
1
1 нед
№
учебного
занятия
2
1
2 нед
2
3 нед
3
Раздел, тема
3
Введение.
Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым
ответом
Композиция сочинения - рассуждения
Часы
Вид контроля
4
1
5
Устный опрос.
1
Беседа по вопросам.
1
Анализ сочинений
4 нед
5 нед
6 нед
4
5
6
1
1
1
Анализ сочинений
Редактирование предложений.
Анализ текста
1
Анализ текста
8
9
10
11
12
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Композиция сочинения - рассуждения
Зачин сочинения - рассуждения
Тема и проблема текста. Как определить проблему
Работа с текстом (практическая и исследовательская
деятельность)
Способы формулировки проблемы текста
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Практикум по тексту В. Худякова
Комментарий проблемы
Типы комментария
Текстуальные и концепционные проблемы
Типичные ошибки при написании комментария
Практикум по тексту В. Розова
Позиция автора
Отражение позиции автора по тексту
Практикум по тексту В. А. Солоухина
Формулирование собственного мнения
Формулирование собственного мнения
Доказательство собственной точки зрения
Доказательство собственной точки зрения
Практикум по тексту И. Ильина
Что такое аргумент, типы аргументов
7 нед
7
8 нед
9 нед
10 нед
11 нед
12 нед
12 нед
13 нед
14 нед
15 нед
16 нед
17 нед
18 нед
19 нед
20 нед
21 нед
22 нед
23 нед
1
1
1
1
Сочинение
Сочинение
Сочинение
Сочинение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24 нед
24
Типы аргументов
1
25 нед
26 нед
27 нед
25
26
27
1
1
1
28 нед
28
1
Устный опрос
29 нед
30 нед
31 нед
32 нед
29
30
31
32
Способы ввода аргументов
Заключение
Речевое оформление сочинения
Речевая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Орфографические нормы
Пунктационные нормы
Языковые нормы
Речевые нормы
Сообщение.
Устный опрос
Сочинение
Сообщение
Сообщение
Сочинение
Сочинение
Сочмнение
Индивидуальные задания
Индивидуальные задания
Сочинение
Сообщение.
Соотношение темы и основной
мысли текста.
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста
1
1
1
1
Теоретический минимум
Анализ предложений
Анализ предложений
Анализ предложений
33 нед
34 нед
35 нед
33
34
35
Этические нормы
Практикум по тексту Д. Шеварова
Анализ сочинений
1
1
1
Анализ текста, устный опрос
Сочинение
Анализ текста, устный опрос