РП СОО Текст как вершина речевой культуры (pdf.io) (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования Свердловской области‌‌
‌Департамент образования Администрации города Екатеринбурга‌
МАОУ СОШ № 83

Рабочая программа
Учебного предмета
«Текст как вершина речевой культуры»
для обучающихся 10-11 класса

г. Екатеринбург
2025 г

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Текст как вершина речевой культуры» составлена на основе формирования языковой и
коммуникативной компетенции учащихся по русскому языку в старших классах, углубленная подготовка учащихся 10 классов.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 35 часов, по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 35 часов в
год (1 час в неделю).
Цели обучения предмету
Изучение курса на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующей цели: совершенствование
и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Содержание обучения предмету
Содержание обучения и требования к подготовке учащихся по данному учебному предмету в полном объёме совпадают с
требованиями при подготовке к единому государственному экзамену.
Требования к умениям и навыкам учащихся
Старшеклассники должны уметь:
1.
строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и
адресатом;
2.
грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
3.
вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
4.
создавать тексты различных стилей и жанров;
5.
владеть различными видами монолога;
6.
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
7.
соблюдать нормы построения текста;
8.
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
9.
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные,
лексические, грамматические, правописные, этикетные);
10.
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
11.
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;

12.

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения
этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в
печатном и электронном вариантах. Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации
материала по выбранной учениками теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления.
Таким образом, данный предмет помогает поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжать
обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений
выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных
цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определенные положения докладчика, способствует комплексному
совершенствованию всех видов речевой деятельности.
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и
навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационнокоммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее
достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор
видов чтения в соответствии с поставленной целью; оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных
выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование текстовой компетенцией(овладение свободной устной и письменной речью) и развитие творческих
способностей учащихся.
Задачи:
1.Предметные:
1.Освоение приемов анализа текста;
2.Освоение особенностей текста различной типологической и стилевой принадлежности;
3 Освоение различных видов интерпретации текста;
4.Овладение нормами русского литературного языка;
5.Обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

6.Обучение работе над сочинением;
2. Метапредметные:
1.Владение всеми видами речевой деятельности
2.Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
3.Способность отбирать, извлекать, систематизировать, сопоставлять информацию из различных источников
4.Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты
5.Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
6.Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления
3. Личностные:
1.Формирование понятийного аппарата;
2.Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
3.Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
4.Воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова
Рабочая программа по предмету «Текст как вершина речевой культуры», 10 класс
( 1 час в неделю, всего 35 часов)
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
Дата
(неделя,
четверть)

№
учебного
занятия

1

2

Раздел, тема
3

Тема 1. Текст как речевой вид деятельности
1 нед
2 нед

1
2

3 нед

3

4 нед
5 нед

4
5

Часы

Вид контроля

4

5

11

Введение. Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение
Типы речи: повествование, описание, рассуждение

1
1

Стили речи
Стили речи

1
1

1

Устный опрос.
Беседа по вопросам.
Анализ речевой ситуации,
монологический ответ.
Редактирование предложений.

6 нед
7 нед
8 нед
9 нед
10 нед
11 нед

6
7
8
9
10
11

1
1
1
1
1
1

Анализ письменной речи.
Анализ диалогов, письма.
Сочинение
Сочинение
Сочинение
Сочинение

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сообщение.
Устный опрос
Терминологический минимум.
Сообщение
Сообщение
Анализ речевой ситуации
Анализ этикетных формул
Анализ речевой ситуации.
Индивидуальные задания.

21
22

Стилистический анализ текста
Стилистический анализ текста
Сочинение – рассуждение как жанр школьного сочинения
Сочинение – рассуждение как жанр школьного сочинения
Сочинение – рассуждение как жанр школьного сочинения
Сочинение – рассуждение как жанр школьного сочинения
Лексическое богатство языка
Слово. Лексическое значение слова
Слово. Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Стилистическая окраска слов
Употребление новых и заимствованных слов
Употребление новых и заимствованных слов
Употребление фразеологизмов
Употребление фразеологизмов
Употребление фразеологизмов
Образность речи
Какую речь называют образной
Какую речь называют образной

12 нед
13 нед
14 нед
15 нед
16 нед
17 нед
18 нед
19 нед
20 нед

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21 нед
22 нед

1
1

23 нед

23

Роль слова в тексте

1

24 нед
25 нед
26 нед
27 нед
28 нед
29 нед
30 нед
31 нед
32 нед
33 нед
34 нед
35 нед

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Роль слова в тексте
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи
Формы имен существительных
Формы имен существительных
Формы имен прилагательных
Формы имен числительных
Формы местоимений
Формы глагола
Формы глагола
Предупреждение грамматических ошибок
Предупреждение грамматических ошибок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Сообщение
Сообщение.
Соотношение темы и основной
мысли текста.
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста
Устный опрос
Теоретический минимум
Анализ предложений
Анализ предложений
Составление заголовков.
Анализ текста, устный опрос
Анализ текста, устный опрос
Анализ текста, устный опрос
Анализ текста, устный опрос.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».