МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 83
Рабочая программа
по учебному предмету
Труд (технология) (Базовый уровень)
для обучающихся 5-9 классов
Екатеринбург
2025
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология» (далее
соответственно – программа по технологии, технология) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по технологии,
тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и является
одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, техникотехнологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно- деятельностного подхода в реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе
материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В
рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с
современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с
миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену
жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и
самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3Dмоделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки
материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы
автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики,
строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и
методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области
«Технология».
Основной целью освоения технологии является формирование технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями,
исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также
критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности,
готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых и
нструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на
неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научнотеоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности,
включения
обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности,
воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой,
экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности,
предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды
труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и
2
структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и
анализа разнообразных моделей.
Программа по технологии построена по модульному принципу.
Модульная программа по технологии – это система логически завершённых блоков
(модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных
результатов, предусматривающая разные образовательные траектории её реализации.
Модульная программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим
модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, что
позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулей.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического
подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные
составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в
информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных»
является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса технологии на
уровне основного общего образования. Содержание модуля построено
на
основе
последовательного
знакомства
обучающихся с технологическими процессами,
техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки
материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное
изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки,
организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и
приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения
технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с получением и
обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе в
ыполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный
обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии о
бработки материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» представлено отдельными темами
в других модулях. Часы изучения черчения добавлены в тему «Технологии обработки
материалов».
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа
модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением
методологии познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с
процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить
составляющие её элементы и открывает возможность использовать технологический подход при
построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль в
формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования
продуктов (предметов), освоения и создания технологий.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с традиционными и современными технологиями в
сельскохозяйственной сфере, направленными на природные объекты, имеющие свои
биологические циклы.
3
В курсе технологии осуществляется реализация межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и
пищевых продуктов»;
с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности
в инвариантных модулях;
с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при
освоении вариативных модулей «Растениеводство» и
«Животноводство»;
с физикой
при освоении
моделей
машин
и механизмов,
модуля
«Робототехника»,
«3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование»,
«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с информатикой и информационнокоммуникационными
технологиями при освоении в инвариантных и вариативных модулях
информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, п
ротекающих в технических системах, использовании программных сервисов;
с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных
ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»;
с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в
инвариантном модуле «Производство и технологии».
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, – 272 часа: в 5 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Дополнительно рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности в 8 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технологии»
5
КЛАСС
Технологии вокруг нас. Потребности человека. Преобразующая деятельность человека и
технологии. Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность.
Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей.
Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы.
Материальные технологии. Технологический процесс.
Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека.
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма
организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная
документация.
Какие бывают профессии.
6 КЛАСС
Производственно-технологические задачи и способы их решения.
Модели и моделирование. Виды машин и механизмов. Моделирование технических
устройств. Кинематические схемы.
Конструирование изделий. Конструкторская документация. Конструирование и
производство техники. Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и
рационализаторской деятельности.
Технологические задачи, решаемые в процессе производства и создания изделий.
Соблюдение технологии и качество изделия (продукции).
Информационные технологии. Перспективные технологии.
7 КЛАСС
Создание технологий как основная задача современной науки. История развития
технологий.
Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Дизайн. Народные
ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России.
Цифровизация производства. Цифровые технологии и способы обработки информации.
Управление
технологическими
процессами.
Управление
производством.
Современные и перспективные технологии.
Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойного назначения.
Разработка
и
внедрение
технологий
многократного
использования
материалов, технологий безотходного производства.
Современная техносфера. Проблема взаимодействия природы и техносферы. Современный
транспорт и перспективы его развития.
8 КЛАСС
Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем
управления. Устойчивость технических систем.
Производство и его виды.
Биотехнологии
в
решении
экологических
проблем.
Биоэнергетика.
Перспективные технологии (в том числе нанотехнологии).
Сферы применения современных технологий.
Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Мир
профессий. Профессия, квалификация и компетенции.
Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
5
5
КЛАСС
Технологии обработки конструкционных материалов.
Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные технологии.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Рациональное, здоровое
питание, режим питания, пищевая пирамида.
Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных продуктов
питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей, круп.
Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение качества продуктов,
правила хранения продуктов.
Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда, инструменты, приспособления
для обработки пищевых продуктов, приготовления блюд.
Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и п
ищевых отходов.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Групповой п
роект по теме «Питание и здоровье человека».
Технологии обработки текстильных материалов.
Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и
использование человеком. История, культура.
Современные технологии производства тканей с разными свойствами.
Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон растительного,
животного происхождения, из химических волокон. Свойства тканей.
Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов.
Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества готового изделия.
Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы. Виды
стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые).
Профессии, связанные со швейным производством.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».
Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви,
прихватка, лоскутное шитьё).
Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке изделия.
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
6 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных материалов.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и молочных
продуктов. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов.
Определение качества молочных продуктов, правила хранения продуктов.
Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста (тесто для вареников,
песочное тесто, бисквитное тесто, дрожжевое тесто).
Профессии, связанные с пищевым производством.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов». Технологии
обработки текстильных материалов.
Современные текстильные материалы, получение и свойства.
Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учётом эксплуатации изделия. Одежда, виды
одежды. Мода и стиль.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».
Чертёж
выкроек
проектного
швейного
изделия
(например,
укладка
для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике лоскутной пластики).
Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву проектного изделия, отделке и
зделия.
6
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
7 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных материалов.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Рыба, морепродукты
в
питании
человека.
Пищевая
ценность
рыбы и
морепродуктов. Виды промысловых рыб. Охлаждённая, мороженая рыба. Механическая
обработка рыбы. Показатели свежести рыбы. Кулинарная разделка рыбы. Виды тепловой
обработки рыбы. Требования к качеству рыбных блюд. Рыбные консервы.
Мясо животных, мясо птицы в питании человека. Пищевая ценность мяса. Механическая
обработка мяса животных (говядина, свинина, баранина), обработка мяса птицы. Показатели
свежести мяса. Виды тепловой обработки мяса.
Блюда национальной кухни из мяса, рыбы.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов».
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
7 КЛАСС
Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Понятие о макетировании. Типы макетов. Материалы и инструменты для бумажного
макетирования. Выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка графической
документации.
Программа для редактирования готовых моделей и последующей их распечатки.
Инструменты для редактирования моделей.
8 КЛАСС
3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Модуль
«Растениеводство» 7–8 КЛАССЫ
Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как
величайшая ценность человечества. История земледелия.
Почвы, виды почв. Плодородие почв.
Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные.
Сельскохозяйственная техника.
Культурные растения и их классификация.
Выращивание растений на школьном/приусадебном участке. Полезные для
человека дикорастущие растения и их классификация.
Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов.
Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности.
Сохранение природной среды.
Сельскохозяйственное производство.
Особенности сельскохозяйственного производства: сезонность, природно- климатические
условия, слабая прогнозируемость показателей. Агропромышленные комплексы. Компьютерное
оснащение сельскохозяйственной техники.
Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства: анализаторы почвы c
использованием спутниковой системы навигации; автоматизация тепличного хозяйства;
применение роботов-манипуляторов для уборки урожая;
внесение удобрения на основе данных от азотно-спектральных датчиков; определение
критических точек полей с помощью спутниковых снимков; использование БПЛА и другое.
Генно-модифицированные растения: положительные и отрицательные аспекты.
Сельскохозяйственные профессии.
Профессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агроинженер, тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства и другие профессии. Особенности профессиональной
деятельности в сельском хозяйстве. Использование цифровых технологий в профессиональной
деятельности.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и
технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой
промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с
реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание
роли
художественной
культуры
как
средства
коммуникации и самовыражения в
современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике
достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание
ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение
распознавать информационные угрозы
и осуществлять защиту личности от
этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел,
задач технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и
общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости
8
соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия,
универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять
и характеризовать
существенные
признаки
природных и
рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и
сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов,
а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого н
еобходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать
запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным
путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических
эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными
навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
9
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта,
такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного
проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного
проекта;
понимать
необходимость
выработки
знаково-символических
средств
как
необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника
совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила
безопасного использования
ручных и
электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с
изучаемой технологией.
Предметные
результаты
освоения
содержания
модуля «Производство и
технологии»
К концу обучения в 5 классе:
• называть и характеризовать технологии;
• называть и характеризовать потребности человека;
• называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы;
• сравнивать и анализировать свойства материалов;
• классифицировать технику, описывать назначение техники;
• объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые
механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего
предметного мира;
• характеризовать
предметы труда в различных
видах
материального
производства;
• использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных
объектов и другие методы;
• использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты; назвать и
характеризовать профессии.
К концу обучения в 6 классе:
• называть и характеризовать машины и механизмы;
10
• конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической
деятельности;
• разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для
выполнения творческих проектных задач;
• решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в
процессе изготовления изделий из различных материалов;
• предлагать варианты усовершенствования конструкций;
• характеризовать
предметы
труда в
различных
видах
материального
производства;
• характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.
К концу обучения в 7 классе:
• приводить примеры развития технологий;
• приводить примеры эстетичных промышленных изделий;
• называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;
• называть производства и производственные процессы;
• называть современные и перспективные технологии;
• оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
• оценивать
условия
и
риски применимости
технологий с
позиций экологических последствий;
• выявлять экологические проблемы;
• называть
и
характеризовать
виды транспорта, оценивать перспективы
развития;
• характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику.
К концу обучения в 8 классе:
• характеризовать общие принципы управления;
• анализировать возможности и сферу применения современных технологий;
• называть и характеризовать биотехнологии, их применение;
• характеризовать
направления развития
и
особенности перспективных
технологий;
• предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение; определять
проблему, анализировать потребности в продукте;
• овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов»
К концу обучения в 5 классе:
• самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной
деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении
продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать
её в проектной деятельности;
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы;
• использовать средства и инструменты информационно-коммуникационных технологий
для решения прикладных учебно-познавательных задач;
• называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и применение;
• приводить
примеры
обработки
пищевых
продуктов, позволяющие
максимально сохранять их пищевую ценность;
• называть и выполнять технологии первичной обработки овощей, круп;
• называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп; называть
виды планировки кухни;
• способы рационального размещения мебели;
• называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их,
11
описывать основные этапы производства;
• анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
• использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ; подготавливать
швейную машину к работе с учётом безопасных правил её
эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки);
• выполнять последовательность изготовления швейных изделий, осуществлять
контроль качества;
• характеризовать
группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять
социальное значение групп профессий.
К концу обучения в 6 классе:
• характеризовать свойства конструкционных материалов;
• классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
• знать и называть пищевую ценность молока и молочных продуктов;
• определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов;
• называть и выполнять технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов;
• называть виды теста, технологии приготовления разных видов теста;
• называть национальные блюда из разных видов теста;
• называть виды одежды, характеризовать стили одежды;
• характеризовать
современные текстильные материалы, их получение
и свойства;
• выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств;
• самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изделия;
• соблюдать последовательность технологических операций по раскрою, пошиву и
отделке изделия;
• выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии изготовления проектных
изделий.
К концу обучения в 7 классе:
• исследовать и анализировать свойства конструкционных материалов; выбирать
инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по
данной технологии;
• применять технологии механической обработки конструкционных материалов;
• осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия,
находить и устранять допущенные дефекты;
• выполнять художественное оформление изделий;
• называть пластмассы и другие современные материалы, анализировать их свойства,
возможность применения в быту и на производстве;
• осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую
технологическую схему;
• оценивать
пределы применимости
данной
технологии, в том числе с
экономических и экологических позиций;
• знать и называть пищевую ценность рыбы, морепродуктов продуктов;
• определять качество рыбы;
• знать и называть пищевую ценность мяса животных, мяса птицы, определять качество;
• называть и выполнять технологии приготовления блюд из рыбы, характеризовать
технологии приготовления из мяса животных, мяса птицы;
• называть блюда национальной кухни из рыбы, мяса;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Растениеводство»
К концу обучения в 7–8 классах:
• характеризовать основные направления растениеводства;
• описывать полный технологический цикл получения наиболее распространённой
12
растениеводческой продукции своего региона;
• характеризовать виды и свойства почв данного региона;
• называть ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
• классифицировать культурные растения по различным основаниям;
• называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства;
• назвать опасные для человека дикорастущие растения;
• называть полезные для человека грибы; называть опасные для человека грибы;
• владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их
плодов;
• владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
• характеризовать
основные направления
цифровизации и роботизации в
растениеводстве;
• получить опыт использования цифровых устройств и программных сервисов в
технологии растениеводства;
• характеризовать
мир профессий, связанных
с растениеводством, их
востребованность на региональном рынке труда.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
без изменений на основе Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования"
5 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Урок 1
Технологии вокруг нас
Урок 2
Технологический процесс. Практическая работа "Анализ технологических операций"
Урок 3
Проекты и проектирование
Урок 4
Мини-проект "Разработка паспорта учебного проекта"
Урок 5
Основы графической
изображений"
Урок 6
Практическая работа "Выполнение развертки футляра"
Урок 7
Графические изображения
Урок 8
Практическая работа "Выполнение эскиза изделия"
Урок 9
Основные элементы графических изображений
Урок 10
Практическая работа "Выполнение чертежного шрифта"
Урок 11
Правила построения чертежей. Практическая работа "Выполнение чертежа плоской
детали (изделия)"
Урок 12
Профессии, связанные с черчением, их востребованность на рынке труда (чертежник,
картограф и другие)
Урок 13
Технология, ее основные составляющие. Бумага и ее свойства. Практическая работа
грамоты.
Практическая
работа
"Чтение
графических
13
"Изучение свойств бумаги"
Урок 14
Производство бумаги, история и современные технологии. Практическая работа
"Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги"
Урок 15
Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина. Практическая работа
"Изучение свойств древесины"
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Изделие из древесины": обоснование
проекта, анализ ресурсов
Урок 17
Технология обработки древесины ручным инструментом
Урок 18
Выполнение проекта "Изделие из древесины": выполнение технологических операций
ручными инструментами
Урок 19
Технологии обработки
инструмента
Урок 20
Выполнение проекта "Изделие из древесины": выполнение технологических операций
с использованием электрифицированного инструмента
Урок 21
Технологии отделки изделий из древесины. Декорирование древесины
Урок 22
Выполнение проекта "Изделие из древесины". Отделка изделия
Урок 23
Контроль и оценка качества изделий из древесины
Урок 24
Подготовка проекта "Изделие из древесины" к защите
Урок 25
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины: столяр, плотник,
резчик по дереву и другие
Урок 26
Защита и оценка качества проекта "Изделие из древесины"
Урок 27
Основы рационального питания. Пищевая ценность овощей. Технологии обработки
овощей
Урок 28
Групповой проект по теме "Питание и здоровье человека". Практическая работа
"Разработка технологической карты проектного блюда из овощей"
Урок 29
Пищевая ценность круп. Технологии обработки круп. Практическая работа
"Разработка технологической карты приготовления проектного блюда из крупы"
Урок 30
Пищевая ценность и технологии обработки яиц. Лабораторно-практическая работа
"Определение доброкачественности яиц"
Урок 31
Кулинария. Кухня, санитарно-гигиенические требования к помещению кухни.
Практическая работа "Чертеж кухни в масштабе 1: 20"
Урок 32
Сервировка стола, правила этикета. Групповой проект по теме "Питание и здоровье
человека". Подготовка проекта к защите
Урок 33
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых
продуктов
Урок 34
Защита группового проекта "Питание и здоровье человека"
древесины
с
использованием
электрифицированного
14
Урок 35
Текстильные материалы, получение свойства. Практическая работа "Определение
направления нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон"
Урок 36
Общие свойства текстильных материалов. Практическая работа "Изучение свойств
тканей"
Урок 37
Швейная машина, ее устройство. Виды машинных швов
Урок 38
Практическая работа "Заправка верхней и нижней нитей машины. Выполнение прямых
строчек"
Урок 39
Конструирование и изготовление швейных изделий
Урок 40
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Изделие из текстильных материалов":
обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 41
Чертеж выкроек швейного изделия
Урок 42
Выполнение проекта "Изделие из текстильных материалов" по технологической карте:
подготовка выкроек, раскрой изделия
Урок 43
Ручные и машинные швы. Швейные машинные работы
Урок 44
Выполнение проекта "Изделие из текстильных материалов" по технологической карте:
выполнение технологических операций по пошиву изделия
Урок 45
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия
Урок 46
Подготовка проекта "Изделие из текстильных материалов" к защите
Урок 47
Мир профессий. Профессии, связанные со швейным производством: конструктор,
технолог и другие
Урок 48
Защита проекта "Изделие из текстильных материалов"
Урок 49
Робототехника, сферы применения
Урок 50
Практическая работа "Мой робот-помощник"
Урок 51
Конструирование робототехнической модели
Урок 52
Практическая работа "Сортировка деталей конструктора"
Урок 53
Механическая передача, ее виды
Урок 54
Практическая работа "Сборка модели с ременной или зубчатой передачей"
Урок 55
Электронные устройства: электродвигатель и контроллер
Урок 56
Практическая работа "Подключение мотора к контроллеру, управление вращением"
Урок 57
Алгоритмы. Роботы как исполнители
Урок 58
Практическая работа "Сборка модели робота, программирование мотора"
Урок 59
Датчики, функции, принцип работы
Урок 60
Практическая работа "Сборка модели робота, программирование датчика нажатия"
15
Урок 61
Создание кодов программ для двух датчиков нажатия
Урок 62
Практическая работа "Программирование модели робота с двумя датчиками нажатия"
Урок 63
Групповой творческий (учебный) проект по робототехнике (разработка модели с
ременной или зубчатой передачей, датчиком нажатия): обоснование проекта
Урок 64
Определение этапов группового проекта по робототехнике. Сборка модели
Урок 65
Программирование модели робота. Оценка качества модели робота
Урок 66
Испытание модели робота. Подготовка проекта к защите
Урок 67
Защита проекта по робототехнике
Урок 68
Мир профессий в робототехнике: инженер по робототехнике, проектировщик
робототехники и другие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 6
6 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Урок 1
Модели и моделирование. Инженерные профессии
Урок 2
Практическая работа "Выполнение эскиза модели технического устройства"
Урок 3
Машины и механизмы. Кинематические схемы
Урок 4
Практическая работа "Чтение кинематических схем машин и механизмов"
Урок 5
Чертеж. Геометрическое черчение
Урок 6
Практическая работа "Выполнение простейших геометрических построений с
помощью чертежных инструментов и приспособлений"
Урок 7
Введение в компьютерную графику. Мир изображений
Урок 8
Практическая работа "Построение блок-схемы с помощью графических объектов"
Урок 9
Создание изображений в графическом редакторе
Урок 10
Практическая работа "Построение фигур в графическом редакторе"
Урок 11
Печатная продукция как результат компьютерной графики. Практическая работа
"Создание печатной продукции в графическом редакторе"
Урок 12
Мир профессий. Профессии, связанные с компьютерной графикой: инженерконструктор, архитектор, инженер-строитель и другие
Урок 13
Металлы и сплавы. Свойства металлов и сплавов
Урок 14
Практическая работа "Свойства металлов и сплавов"
Урок 15
Технологии обработки тонколистового металла
16
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Изделие из металла": обоснование
проекта, анализ ресурсов
Урок 17
Технологические операции: резание, гибка тонколистового металла и проволоки
Урок 18
Выполнение проекта "Изделие из металла" по технологической карте: выполнение
технологических операций ручными инструментами
Урок 19
Технологии получения отверстий в заготовках из металла. Сверление
Урок 20
Выполнение проекта "Изделие из металла" по технологической карте: сверление,
пробивание отверстий и другие технологические операции
Урок 21
Технологии сборки изделий из тонколистового металла и проволоки
Урок 22
Выполнение проекта "Изделие из металла" по технологической карте: изготовление и
сборка проектного изделия
Урок 23
Контроль и оценка качества изделия из металла
Урок 24
Оценка качества проектного изделия из металла
Урок 25
Профессии, связанные с производством и обработкой металлов: фрезеровщик, слесарь,
токарь и другие
Урок 26
Защита проекта "Изделие из металла"
Урок 27
Основы рационального питания: молоко и молочные продукты
Урок 28
Групповой проект по теме "Технологии обработки пищевых продуктов": обоснование
проекта, анализ ресурсов
Урок 29
Технологии приготовления блюд из молока. Лабораторно-практическая работа
"Определение качества молочных продуктов органолептическим способом"
Урок 30
Групповой проект по теме "Технологии обработки пищевых продуктов": выполнение
проекта, разработка технологических карт
Урок 31
Технологии приготовления разных видов теста
Урок 32
Групповой проект по теме "Технологии обработки пищевых продуктов". Практическая
работа "Составление технологической карты блюда для проекта"
Урок 33
Профессии кондитер, хлебопек
Урок 34
Защита проекта по теме "Технологии обработки пищевых продуктов"
Урок 35
Одежда. Мода и стиль. Профессии, связанные с производством одежды: модельер
одежды, закройщик, швея и другие. Практическая работа "Определение стиля в
одежде"
Урок 36
Уход за одеждой. Практическая работа "Уход за одеждой"
Урок 37
Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей. Практическая
работа "Составление характеристик современных текстильных материалов"
Урок 38
Выбор ткани для швейного изделия (одежды) с учетом его эксплуатации. Практическая
работа "Сопоставление свойств материалов и способа эксплуатации швейного
17
изделия"
Урок 39
Машинные швы. Регуляторы швейной машины. Практическая работа "Выполнение
образцов двойных швов"
Урок 40
Выполнение проекта "Изделие из текстильных материалов": обоснование проекта,
анализ ресурсов
Урок 41
Швейные машинные работы. Раскрой проектного изделия
Урок 42
Выполнение проекта "Изделие из текстильных материалов"
Урок 43
Швейные машинные работы. Пошив швейного изделия
Урок 44
Выполнение проекта "Изделие из текстильных материалов":
технологических операций по пошиву проектного изделия
Урок 45
Декоративная отделка швейных изделий
Урок 46
Выполнение проекта "Изделие из текстильных
технологических операций по отделке изделия
Урок 47
Оценка качества проектного швейного изделия
Урок 48
Защита проекта "Изделие из текстильных материалов"
Урок 49
Мобильная робототехника. Транспортные роботы
Урок 50
Практическая работа "Характеристика транспортного робота"
Урок 51
Простые модели роботов с элементами управления
Урок 52
Практическая работа "Конструирование робота. Программирование поворотов
робота"
Урок 53
Роботы на колесном ходу
Урок 54
Практическая работа "Сборка робота и программирование нескольких светодиодов"
Урок 55
Датчики расстояния, назначение и функции
Урок 56
Практическая работа "Программирование работы датчика расстояния"
Урок 57
Датчики линии, назначение и функции
Урок 58
Практическая работа "Программирование работы датчика линии"
Урок 59
Программирование моделей роботов в компьютерно-управляемой среде
Урок 60
Практическая работа "Программирование модели транспортного робота"
Урок 61
Сервомотор, назначение, применение в моделях роботов
Урок 62
Практическая работа "Управление несколькими сервомоторами"
Урок 63
Движение модели транспортного робота
Урок 64
Практическая работа "Проведение испытания, анализ разработанных программ"
материалов":
выполнение
выполнение
18
Урок 65
Групповой учебный проект по робототехнике (модель транспортного робота):
обоснование проекта, анализ ресурсов, разработка модели
Урок 66
Групповой учебный проект по робототехнике. Сборка и программирование модели
робота
Урок 67
Подготовка проекта к защите. Испытание модели робота
Урок 68
Защита проекта по робототехнике. Мир профессий. Профессии в области
робототехники: мобильный робототехник, робототехник в машиностроении и другие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 6
7 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
№ урока
Тема урока
Урок 1
Дизайн и технологии. Мир профессий. Профессии, связанные с дизайном
Урок 2
Практическая работа "Разработка дизайн-проекта изделия на основе мотивов
народных промыслов (по выбору)"
Урок 3
Цифровые технологии на производстве. Управление производством
Урок 4
Практическая работа "Применение цифровых технологий на производстве (по
выбору)"
Урок 5
Конструкторская документация. Сборочный чертеж
Урок 6
Правила чтения сборочных чертежей. Практическая работа "Чтение сборочного
чертежа"
Урок 7
Системы автоматизированного проектирования (САПР)
Урок 8
Практическая работа "Создание чертежа в САПР"
Урок 9
Построение геометрических фигур в САПР
Урок 10
Практическая работа "Построение геометрических фигур в чертежном редакторе"
Урок 11
Построение чертежа детали в САПР. Практическая работа "Выполнение сборочного
чертежа"
Урок 12
Профессии, связанные с черчением, их востребованность на рынке труда: дизайнер
шрифта, дизайнер-визуализатор, промышленный дизайнер и другие
Урок 13
Виды и свойства, назначение моделей. 3D-моделирование и макетирование
Урок 14
Типы макетов. Практическая работа "Выполнение эскиза макета (по выбору)"
Урок 15
Развертка деталей макета. Разработка графической документации
Урок 16
Практическая работа "Черчение развертки"
Урок 17
Объемные модели. Инструменты создания трехмерных моделей
19
Урок 18
Практическая работа "Создание объемной модели макета, развертки"
Урок 19
Редактирование модели с помощью компьютерной программы
Урок 20
Практическая работа "Редактирование чертежа модели"
Урок 21
Основные приемы макетирования. Профессии, связанные с 3D-печатью: макетчик,
моделлер, инженер 3D-печати и другие
Урок 22
Оценка качества макета. Практическая работа "Сборка деталей макета".
Урок 23
Классификация конструкционных материалов. Композиционные материалы
Урок 24
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Изделие из конструкционных и
поделочных материалов": обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 25
Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью
технологического оборудования
Урок 26
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов":
разработка технологической карты
Урок 27
Технологии механической обработки металлов с помощью станков
Урок 28
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте: сборка конструкции
Урок 29
Резьба и резьбовые соединения. Способы нарезания резьбы
Урок 30
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте
Урок 31
Пластмассы. Способы обработки и отделки изделий из пластмассы
Урок 32
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте: выполнение отделочных работ
Урок 33
Контроль и оценка качества изделия из конструкционных материалов. Оценка
себестоимости изделия
Урок 34
Подготовка проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" к
защите
Урок 35
Защита проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов"
Урок 36
Профессии в области получения и применения современных материалов,
наноматериалов: нанотехнолог, наноинженер, инженер по наноэлектронике и другие
Урок 37
Рыба, морепродукты в питании человека. Лабораторно-практическая работа
"Определение качества рыбных консервов"
Урок 38
Групповой проект по теме "Технологии обработки пищевых продуктов": обоснование
проекта, анализ ресурсов. Практическая работа "Составление технологической карты
проектного блюда из рыбы"
Урок 39
Мясо животных, мясо птицы в питании человека
Урок 40
Выполнение проекта по теме "Технологии обработки пищевых продуктов".
20
Практическая работа "Технологическая карта проектного блюда из мяса"
Урок 41
Мир профессий. Профессии повар,
востребованность на рынке труда
технолог
общественного
Урок 42
Защита проекта по теме "Технологии обработки пищевых продуктов"
Урок 43
Конструирование одежды. Плечевая и поясная одежда
Урок 44
Практическая работа "Конструирование плечевой одежды (на основе туники)"
Урок 45
Чертеж выкроек швейного изделия
Урок 46
Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву изделия, отделке
изделия (по выбору обучающихся)
Урок 47
Оценка качества швейного изделия
Урок 48
Мир профессий. Профессии, связанные с производством одежды: дизайнер одежды,
конструктор и другие
Урок 49
Промышленные роботы, их классификация, назначение, использование
Урок 50
Практическая работа "Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде
программирования"
Урок 51
Конструирование моделей роботов. Управление роботами
Урок 52
Практическая работа "Разработка конструкции робота"
Урок 53
Алгоритмическая структура "Цикл"
Урок 54
Практическая работа "Составление цепочки команд"
Урок 55
Алгоритмическая структура "Ветвление"
Урок 56
Практическая работа "Применение основных алгоритмических структур. Контроль
движения при помощи датчиков"
Урок 57
Каналы связи
Урок 58
Практическая работа: "Программирование дополнительных механизмов"
Урок 59
Дистанционное управление
Урок 60
Практическая работа "Программирование пульта дистанционного управления.
Дистанционное управление роботами"
Урок 61
Взаимодействие нескольких роботов
Урок 62
Практическая работа: "Программирование
Выполнение общей задачи"
Урок 63
Групповой робототехнический проект с использованием контроллера и электронных
компонентов "Взаимодействие роботов": обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 64
Выполнение учебного проекта "Взаимодействие роботов": разработка конструкции,
сборка
роботов
для
питания,
совместной
их
работы.
21
Урок 65
Выполнение учебного проекта "Взаимодействие роботов": программирование
Урок 66
Выполнение учебного проекта "Взаимодействие роботов": тестирование роботов,
подготовка к защите проекта
Урок 67
Защита учебного проекта "Взаимодействие роботов"
Урок 68
Мир профессий. Профессии в области робототехники: инженер-робототехник,
инженер-электроник, инженер-мехатроник. инженер-электротехник, программистробототехник и другие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 6
7 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ "РАСТЕНИЕВОДСТВО",
"ЖИВОТНОВОДСТВО")
№ урока
Тема урока
Урок 1
Дизайн и технологии. Мир профессий
Урок 2
Практическая работа "Разработка дизайн-проекта изделия на основе мотивов
народных промыслов (по выбору)"
Урок 3
Цифровые технологии на производстве. Управление производством
Урок 4
Практическая работа "Применение цифровых технологий на производстве (по
выбору)"
Урок 5
Конструкторская документация. Сборочный чертеж.
Урок 6
Практическая работа "Чтение сборочного чертежа"
Урок 7
САПР
Урок 8
Практическая работа "Создание чертежа в САПР"
Урок 9
Построение геометрических фигур в САПР
Урок 10
Практическая работа "Построение геометрических фигур в чертежном редакторе"
Урок 11
Построение чертежа детали в САПР
Урок 12
Практическая работа "Выполнение сборочного чертежа"
Урок 13
3D-моделирование и макетирование. Типы макетов
Урок 14
Практическая работа "Создание объемной модели макета, развертки"
Урок 15
Мир профессий. Профессия макетчик. Основные приемы макетирования
Урок 16
Практическая работа "Редактирование чертежа развертки"
Урок 17
Классификация конструкционных материалов. Композиционные материалы
Урок 18
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Изделие из конструкционных и
поделочных материалов"
22
Урок 19
Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью
технологического оборудования
Урок 20
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов"
Урок 21
Технологии механической обработки металлов с помощью станков
Урок 22
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте
Урок 23
Резьба и резьбовые соединения. Способы нарезания резьбы
Урок 24
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте
Урок 25
Пластмассы. Способы обработки и отделки изделий из пластмассы
Урок 26
Выполнение проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" по
технологической карте
Урок 27
Контроль и оценка качества изделия из конструкционных материалов. Оценка
себестоимости изделия
Урок 28
Подготовка проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов" к
защите
Урок 29
Профессии в области получения и применения
наноматериалов: инженер по наноэлектронике и другие
Урок 30
Защита проекта "Изделие из конструкционных и поделочных материалов"
Урок 31
Рыба, морепродукты в питании человека
Урок 32
Групповой проект по теме "Технологии обработки пищевых продуктов"
Урок 33
Мясо животных, мясо птицы в питании человека
Урок 34
Выполнение проекта по теме "Технологии обработки пищевых продуктов"
Урок 35
Мир профессий. Профессии повар, технолог
Урок 36
Защита проекта по теме "Технологии обработки пищевых продуктов"
Урок 37
Конструирование одежды. Плечевая и поясная одежда
Урок 38
Практическая работа "Моделирование поясной и плечевой одежды"
Урок 39
Чертеж выкроек швейного изделия
Урок 40
Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву изделия, отделке
изделия (по выбору обучающихся)
Урок 41
Оценка качества швейного изделия
Урок 42
Мир профессий. Профессии, связанные с производством одежды: дизайнер одежды,
конструктор и другие
Урок 43
Промышленные роботы, их классификация, назначение, использование
современных
материалов,
23
Урок 44
Практическая работа "Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде
программирования"
Урок 45
Конструирование моделей роботов. Управление роботами
Урок 46
Практическая работа "Разработка конструкции робота"
Урок 47
Алгоритмическая структура "Цикл"
Урок 48
Практическая работа "Составление цепочки команд"
Урок 49
Алгоритмическая структура "Ветвление"
Урок 50
Практическая работа "Применение основных алгоритмических структур. Контроль
движения при помощи датчиков"
Урок 51
Каналы связи
Урок 52
Практическая работа "Программирование дополнительных механизмов"
Урок 53
Дистанционное управление
Урок 54
Практическая работа "Программирование пульта дистанционного управления.
Дистанционное управление роботами"
Урок 55
Взаимодействие нескольких роботов
Урок 56
Практическая работа "Программирование
Выполнение общей задачи"
Урок 57
Технологии выращивания сельскохозяйственных культур
Урок 58
Практическая работа "Технологии выращивания растений в регионе"
Урок 59
Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация
Урок 60
Практическая работа "Технология заготовки дикорастущих растений"
Урок 61
Сохранение природной среды
Урок 62
Групповая практическая работа по составлению и описанию экологических проблем
региона, связанных с деятельностью человека
Урок 63
Традиции выращивания сельскохозяйственных животных регион
Урок 64
Практическая работа "Сельскохозяйственные предприятия региона"
Урок 65
Технологии выращивания сельскохозяйственных животных региона
Урок 66
Учебный групповой проект "Особенности сельского хозяйства региона"
Урок 67
Мир профессий: ветеринар, зоотехник и другие
Урок 68
Учебный групповой проект "Особенности сельского хозяйства региона"
роботов
для
совместной
работы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 6
24
8 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
№ урока
Тема урока
Урок 1
Управление в экономике и производстве
Урок 2
Инновации на производстве. Инновационные предприятия.
Урок 3
Рынок труда. Трудовые ресурсы
Урок 4
Мир профессий. Профориентационный групповой проект "Мир профессий"
Урок 5
Технология построения трехмерных моделей в САПР. Современные компетенции,
востребованные в сфере компьютерной графики и черчения, востребованные на рынке
труда: рендер-артист (визуализатор), дизайнер и другие
Урок 6
Модели и моделирование в САПР. Практическая работа "Создание трехмерной модели
в САПР"
Урок 7
Построение чертежа в САПР
Урок 8
Практическая работа "Построение чертежа на основе трехмерной модели"
Урок 9
Прототипирование. Сферы применения
Урок 10
Технологии создания визуальных моделей. Практическая работа "Инструменты
программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей"
Урок 11
Виды прототипов. Технология 3D-печати
Урок 12
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов (по выбору)": обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 13
Классификация 3D-принтеров. Индивидуальный творческий (учебный) проект
"Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)": выполнение эскиза
проектного изделия
Урок 14
3D-принтер, устройство, использование для создания прототипов. Индивидуальный
творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы (других материалов
(по выбору)": выполнение проекта
Урок 15
Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Основные ошибки в настройках слайсера
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору)": выполнение проекта
Урок 17
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору)": подготовка к защите
Урок 18
Контроль качества и постобработка распечатанных деталей
Урок 19
Подготовка проекта "Прототип изделия из пластмассы (других материалов (по
выбору)" к защите
Урок 20
Профессии, связанные с 3D-печатью, прототипированием: специалист в области
аддитивных технологий оператор 3D-печати, инженер 3D-печати и другие. Защита
проекта "Прототип изделия из пластмассы (других материалов (по выбору)"
25
Урок 21
Автоматизация производства. Практическая работа "Робототехника. Автоматизация в
промышленности и быту (по выбору). Идеи для проекта"
Урок 22
Подводные робототехнические системы. Практическая работа "Использование
подводных роботов. Идеи для проекта"
Урок 23
Беспилотные воздушные суда. История развития беспилотного авиастроения
Урок 24
Аэродинамика беспилотных летательных аппаратов
Урок 25
Конструкция беспилотных летательных аппаратов
Урок 26
Электронные компоненты и системы управления беспилотными летательными
аппаратами
Урок 27
Конструирование мультикоптерных аппаратов
Урок 28
Глобальные и локальные системы позиционирования
Урок 29
Теория ручного управления беспилотным воздушным судном
Урок 30
Практика ручного управления беспилотным воздушным судном
Урок 31
Области применения беспилотных авиационных систем. Практическая работа
"Беспилотные летательные аппараты в повседневной жизни. Идеи для проекта"
Урок 32
Групповой учебный проект по модулю "Робототехника". Разработка учебного проекта
по робототехнике
Урок 33
Групповой учебный проект по модулю "Робототехника". Выполнение проекта
Урок 34
Групповой учебный проект по модулю "Робототехника". Защита проекта. Мир
профессий в робототехнике: инженер-изобретатель, конструктор беспилотных
летательных аппаратов, оператор беспилотных летательных аппаратов, сервисный
инженер-робототехник и другие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3
8 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ "РАСТЕНИЕВОДСТВО",
"ЖИВОТНОВОДСТВО")
№ урока
Тема урока
Урок 1
Управление в экономике и производстве
Урок 2
Инновации на производстве. Инновационные предприятия
Урок 3
Рынок труда. Трудовые ресурсы
Урок 4
Мир профессий. Профориентационный групповой проект "Мир профессий"
Урок 5
Технология построения трехмерных моделей в САПР. Современные компетенции,
востребованные в сфере компьютерной графики и черчения, востребованные на рынке
труда: рендер-артист (визуализатор), дизайнер и другие
Урок 6
Модели и моделирование в САПР. Практическая работа "Создание трехмерной модели
26
в САПР"
Урок 7
Построение чертежа в САПР
Урок 8
Практическая работа "Построение чертежа на основе трехмерной модели"
Урок 9
Прототипирование. Сферы применения
Урок 10
Технологии создания визуальных моделей. Практическая работа "Инструменты
программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей"
Урок 11
Виды прототипов. Технология 3D-печати
Урок 12
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору": обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 13
Классификация 3D-принтеров. Индивидуальный творческий (учебный) проект
"Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)": выполнение эскиза
проектного изделия
Урок 14
3D-принтер, устройство, использование для создания прототипов. Индивидуальный
творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы (других материалов
(по выбору)": выполнение проекта
Урок 15
Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Основные ошибки в настройках слайсера.
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору)": выполнение проекта
Урок 16
Контроль качества и постобработка распечатанных деталей. Профессии, связанные с
3D-печатью, прототипированием: специалист в области аддитивных технологий
оператор 3D-печати, инженер 3D-печати и другие. Защита проекта "Прототип изделия
из пластмассы (других материалов (по выбору)"
Урок 17
Автоматизация производства
Урок 18
Подводные робототехнические системы
Урок 19
Беспилотные воздушные суда. История развития беспилотного авиастроения
Урок 20
Аэродинамика беспилотных летательных аппаратов. Конструкция беспилотных
летательных аппаратов
Урок 21
Электронные компоненты и системы управления беспилотными летательными
аппаратами
Урок 22
Конструирование мультикоптерных аппаратов
Урок 23
Глобальные и локальные системы позиционирования. Теория ручного управления
беспилотным воздушным судном
Урок 24
Теория ручного управления беспилотным воздушным судном. Области применения
беспилотных авиационных систем. Практическая работа "Беспилотные летательные
аппараты в повседневной жизни. Идеи для проекта"
Урок 25
Групповой учебный проект по модулю "Робототехника". Разработка учебного проекта
по робототехнике
Урок 26
Групповой учебный проект по модулю "Робототехника". Защита проекта. Мир
27
профессий в робототехнике: инженер-изобретатель, конструктор беспилотных
летательных аппаратов, оператор беспилотных летательных аппаратов, сервисный
инженер-робототехник и другие
Урок 27
Особенности сельскохозяйственного производства региона
Урок 28
Агропромышленные комплексы в регионе
Урок 29
Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства
Урок 30
Мир профессий. Сельскохозяйственные профессии: агроном, агрохимик и другие
Урок 31
Животноводческие предприятия. Практическая работа "Анализ функционирования
животноводческих комплексов региона"
Урок 32
Использование цифровых технологий в животноводстве
Урок 33
Практическая работа "Искусственный интеллект и другие цифровые технологии в
животноводстве"
Урок 34
Мир профессий. Профессии, связанные с деятельностью животновода
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3
9 КЛАСС
(ИНВАРИАНТНЫЕ
+
"АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ")
ВАРИАТИВНЫЙ
МОДУЛЬ
10
№ урока
Тема урока
Урок 1
Управление в экономике и производстве
Урок 2
Инновации на производстве. Инновационные предприятия
Урок 3
Рынок труда. Трудовые ресурсы
Урок 4
Мир профессий. Профориентационный групповой проект "Мир профессий"
Урок 5
Технология построения трехмерных моделей в САПР. Современные компетенции,
востребованные в сфере компьютерной графики и черчения, востребованные на рынке
труда: рендер-артист (визуализатор), дизайнер и другие
Урок 6
Модели и моделирование в САПР. Практическая работа "Создание трехмерной модели
в САПР"
Урок 7
Построение чертежа в САПР
Урок 8
Практическая работа "Построение чертежа на основе трехмерной модели"
Урок 9
Прототипирование. Сферы применения
Урок 10
Технологии создания визуальных моделей. Практическая работа "Инструменты
программного обеспечения для создания и печати 3D-моделей"
Урок 11
Виды прототипов. Технология 3D-печати
Урок 12
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
28
(других материалов (по выбору)": обоснование проекта, анализ ресурсов
Урок 13
Классификация 3D-принтеров. Индивидуальный творческий (учебный) проект
"Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)": выполнение эскиза
проектного изделия
Урок 14
3D-принтер, устройство, использование для создания прототипов. Индивидуальный
творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы (других материалов
(по выбору)": выполнение проекта
Урок 15
Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Основные ошибки в настройках слайсера
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору)": выполнение проекта
Урок 17
Индивидуальный творческий (учебный) проект "Прототип изделия из пластмассы
(других материалов по выбору)": подготовка к защите
Урок 18
Контроль качества и постобработка распечатанных деталей
Урок 19
Подготовка проекта "Прототип изделия из пластмассы (других материалов (по
выбору)" к защите
Урок 20
Профессии, связанные с 3D-печатью, прототипированием: специалист в области
аддитивных технологий оператор 3D-печати, инженер 3D-печати и другие. Защита
проекта "Прототип изделия из пластмассы (других материалов (по выбору)"
Урок 21
Автоматизация производства
Урок 22
Подводные робототехнические системы
Урок 23
Беспилотные воздушные суда. История развития беспилотного авиастроения
Урок 24
Аэродинамика беспилотных летательных аппаратов. Конструкция беспилотных
летательных аппаратов
Урок 25
Электронные компоненты и системы управления беспилотными летательными
аппаратами
Урок 26
Конструирование мультикоптерных аппаратов
Урок 27
Глобальные и локальные системы позиционирования. Теория ручного управления
беспилотным воздушным судном
Урок 28
Автоматизированные системы, используемые на промышленных предприятиях
региона
Урок 29
Виды автоматизированных систем, их применение на производстве
Урок 30
Создание электрических цепей, соединение проводников
Урок 31
Основные электрические устройства и системы
Урок 32
Реализация проекта по модулю "Автоматизированные системы"
Урок 33
Подготовка проекта по модулю "Автоматизированные системы" к защите
Урок 34
Защита проекта по модулю "Автоматизированные системы"
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3
9 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
N урока
Тема урока
Урок 1
Предприниматель и предпринимательство. Практическая работа "Мозговой штурм" на
тему: открытие собственного предприятия (дела)"
Урок 2
Предпринимательская
деятельность.
предпринимательской среды"
Урок 3
Бизнес-планирование. Практическая работа "Разработка бизнес-плана"
Урок 4
Технологическое предпринимательство.
технологического предпринимательства"
Урок 5
Технология создания объемных моделей в САПР
Урок 6
Практическая работа "Выполнение трехмерной объемной модели изделия в САПР"
Урок 7
Построение чертежей с использованием разрезов и сечений в САПР. Практическая
работа "Выполнение чертежа с использованием разрезов и сечений в САПР"
Урок 8
Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, проектированием с
использованием САПР, их востребованность на рынке труда: архитектурный
визуализатор, урбанист, UX-дизайнер и другие
Урок 9
Аддитивные технологии. Современные технологии обработки материалов и
прототипирование
Урок 10
Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования
Урок 11
Технологии обратного проектирования
Урок 12
Моделирование технологических узлов манипулятора
компьютерного трехмерного проектирования
Урок 13
Моделирование сложных объектов
Урок 14
Этапы аддитивного производства. Основные настройки для выполнения печати на 3Dпринтере
Урок 15
Этапы аддитивного производства. Подготовка к печати. Печать 3D-модели
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": обоснование проекта, разработка проекта
Урок 17
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": выполнение проекта
Урок 18
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": подготовка проекта к защите
Урок 19
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": защита проекта
Практическая
Практическая
работа
работа
робота
"Анализ
"Идеи
в
для
программе
30
Урок 20
Профессии, связанные с 3D-технологиями в современном производстве: их
востребованность на рынке труда: 3D-дизайнер оператор (инженер) строительного 3Dпринтера, 3D-кондитер, 3D-повар и другие
Урок 21
От робототехники к искусственному интеллекту. Практическая работа. "Анализ
направлений применения искусственного интеллекта"
Урок 22
Моделирование и конструирование автоматизированных и роботизированных систем
Урок 23
Системы управления от третьего и первого лица
Урок 24
Практическая работа "Визуальное ручное управление беспилотными летательными
аппаратами"
Урок 25
Компьютерное зрение в робототехнических системах
Урок 26
Управление групповым взаимодействием роботов
Урок 27
Практическая работа "Взаимодействие беспилотных летательных аппаратов"
Урок 28
Система "Интернет вещей". Практическая работа "Создание системы умного
освещения"
Урок 29
Промышленный Интернет вещей. Практическая работа "Система умного полива"
Урок 30
Потребительский Интернет
безопасности в Умном доме"
Урок 31
Групповой учебно-технический проект по теме "Интернет вещей": разработка проекта
Урок 32
Групповой учебно-технический проект по теме "Интернет вещей": подготовка проекта
к защите
Урок 33
Групповой учебно-технический проект по теме "Интернет вещей": презентация и
защита проекта
Урок 34
Современные профессии в области робототехники, искусственного интеллекта,
Интернета вещей: инженер-разработчик в области Интернета вещей, аналитик
Интернета вещей, проектировщик инфраструктуры умного дома и другие
вещей.
Практическая
работа
"Модель
системы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3
11
12
КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
"АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ")
N урока
Тема урока
Урок 1
Предприниматель и предпринимательство. Практическая работа "Мозговой штурм" на
тему: открытие собственного предприятия (дела)"
Урок 2
Предпринимательская
деятельность.
предпринимательской среды"
Урок 3
Бизнес-планирование. Практическая работа "Разработка бизнес-плана"
Практическая
работа
"Анализ
31
Урок 4
Технологическое предпринимательство.
технологического предпринимательства"
Практическая
работа
Урок 5
Технология создания объемных моделей в САПР
Урок 6
Практическая работа "Выполнение трехмерной объемной модели изделия в САПР"
Урок 7
Построение чертежей с использованием разрезов и сечений в САПР
Урок 8
Построение чертежей с использованием разрезов и сечений в САПР
Урок 9
Аддитивные технологии
Урок 10
Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования
Урок 11
Технологии обратного проектирования
Урок 12
Моделирование технологических узлов манипулятора
компьютерного трехмерного проектирования
Урок 13
Моделирование сложных объектов
Урок 14
Этапы аддитивного производства
Урок 15
Этапы аддитивного производства. Подготовка к печати. Печать 3D-модели
Урок 16
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование". Разработка проекта
Урок 17
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": выполнение проекта
Урок 18
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": подготовка проекта к защите
Урок 19
Индивидуальный творческий (учебный) проект по модулю "3D-моделирование,
прототипирование, макетирование": защита проекта
Урок 20
Профессии, связанные с 3D-технологиями в современном производстве: их
востребованность на рынке труда: 3D-дизайнер оператор (инженер) строительного 3Dпринтера, 3D-кондитер, 3D-повар и другие
Урок 21
От робототехники к искусственному интеллекту. Практическая работа. "Анализ
направлений применения искусственного интеллекта"
Урок 22
Моделирование и конструирование автоматизированных и роботизированных систем
Урок 23
Системы управления от третьего и первого лица. Практическая работа "Визуальное
ручное управление беспилотными летательными аппаратами"
Урок 24
Компьютерное зрение в робототехнических системах. Управление групповым
взаимодействием роботов
Урок 25
Система "Интернет вещей". Практическая работа "Создание системы умного
освещения"
Урок 26
Промышленный Интернет вещей. Практическая работа "Система умного полива"
робота
"Идеи
в
для
программе
32
Урок 27
Потребительский Интернет
безопасности в Умном доме"
вещей.
Практическая
работа
"Модель
системы
Урок 28
Управление техническими системами
Урок 29
Использование программируемого логического реле в автоматизации процессов
Урок 30
Практическая работа "Создание простых алгоритмов и программ для управления
технологическим процессом"
Урок 31
Основы проектной деятельности
Урок 32
Выполнение проекта по модулю "Автоматизированные системы"
Урок 33
Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к защите
Урок 34
Основы проектной деятельности. Автоматизированные системы на предприятиях
региона. Защита проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на
контрольные работы, - не более 3
33
34